Московская школа современной фотографии СТУДИА |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВДля молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ. |
|
ЛИДИЯ ПАВЛОВНА ДЫКО |
||
|
ГЛАВНАЯ - ЛИДИЯ ПАВЛОВНА ДЫКО
Лидия Павловна Дыко – одаренная, выдающаяся женщина. В официальной фотографии СССР господствовала постановка, приукрашивание действительности, искажение жизненной правды в соответствии с догмами власть имущих, то есть «глянцевый холуяж», говоря словами А. Галича. Л. П. Дыко категорически отвергала постановку, она провозгласила репортажный метод единственным истинно фотографическим способом создания журналистского снимка. Это соответствует природным склонностям фотографии – вспомните З. Кракаура - и перекликается с лозунгом «Жизнь врасплох, жизнь как она есть» передовых художников, фотографов, кинематографистов 20-30 годов ХХ века - А. Родченко, Дзиги Вертова, Эль Лисицкого. Более 25 лет Лидия Павловна была членом редколлегии журнала «Советское Фото». Написала массу статей и книг по фотографии. Приняла участие в организации большинства фотовыставок того времени, была, говоря современным языком, их куратором. Преподавала фотокомпозицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Вела занятия в институте высшего журналистского мастерства при Союзе журналистов СССР. Читала курсы фотолюбителям Москвы и России. Все старшее поколение преподавателей нашей фотошколы училось у Лидии Павловны во ВГИКе. Лидия Павловна каждый день входила в съемочный павильон и занималась с каждым студентом – переставляла осветительные приборы, обсуждала только что проявленные, еще мокрые негативы размером 9 на 12 см, давала советы по работе с моделью, убеждала несогласных, бесконечно объясняла, возилась с каждым из нас. Её преподавание разительно отличалось от работы других преподавателей. Приход в съемочный павильон мастера курса был выдающимся событием, праздником, а не рядовыми буднями в большинстве ВГИКовских мастерских Такая ситуация и сегодня характерна для большинства творческих вузов Росси и зарубежья. Лидия Павловна работала совершенно иначе. Мы помним огромные паки с фотографиями, которыми Лидия Павловна иллюстрировала свои лекции. Эти папки Лидия Павловна в двух руках, на автобусе и в метро, носила по всей Москве. Острые на язык студенты вывели понятие «ДЫКОвинный снимок». Дыковинный снимок – это снимок, отличающийся ясной, лаконичной формой, значимой темой и блестящим профессиональным воплощением. В своей личной жизни Лидия Павловна была одинока.
Жила в скромной квартире на ул. Усиевича, у выхода из метро «Аэропорт». Ее муж и сын погибли в автокатастрофе. Дома она коллекционировала бумажные салфетки. В молодости увлекалась альпинизмом – точно в духе времени, вспомните песни Высоцкого и Визбора. Как многие творческие люди, Лидия Павловна испытывала страх перед чистым листом бумаги. «Нужно писать, а я все не решаюсь, все тяну, всю работу по дому переделаю – все перемою и перестираю» - жаловалась она. Книги Л. П. Дыко – настоящие учебники. Они написаны понятно, ясно и просто, со многими примерами излагают материал. По ним легко учиться. Лучший учебник фотокомпозиции, не устаревший до нашего времени - «Фотокомпозиция» А.Д. Головни и Л. П. Дыко. На русском языке нет ничего более ясного и практичного. В Интернете нет биографии Лидии Павловны. Все, что осталось – некролог из журнала «КИНОПРОЦЕСС»: «1 февраля 2000 г скончалась кинооператор, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор ВГИКа имени С.А.Герасимова, член Союза кинематографистов Лидия Павловна ДЫКО. Л. П. Дыко родилась 5 апреля 1914 года. После окончания операторского факультета ВГИКа в качестве ассистента оператора и второго оператора принимала участие в создании фильмов: "Брат героя" (1940), "Жила-была девочка" (1944), "Пятнадцатилетний капитан" (1945), "Крейсер "Варяг" (1946) и других. Автор книг и учебных пособий: "Фотокомпозиция" (1955), "Фотография, ее техника и искусство" (1961), "Фотокомпозиция" (1963), "Беседы о фотомастерстве" (1967), "Мастера советского фотоискусства" (1970), "In Blickpunkt unsere Epoch" (1975, ГДР), "Фотожурналист и время" (1980), "Композиция для фотографов" (1982), а также многочисленных статей в отечественных и зарубежных изданиях по вопросам фотографии и операторского мастерства.» Вклад Лидии Павловны Дыко в пропаганду фотографии, обучению фотомастерству, организацию фотовыставок, в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы ХХ века соизмерим лишь с деятельностью по пропаганде актуального фотоискусства Ольгой Свибловой в наши дни. Эта страница – скромный знак уважения нашему любимому педагогу. |
ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИКДля одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа. |