Московская школа современной фотографии СТУДИА |
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВДля молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ. |
|
Статьи: Я шагаю по Москве. |
||
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - Я шагаю по Москве.
30.06.2017
Я шагаю по Москве.
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
Артемов Евгений Александрович.
Окончил ВГИК, кинооператорский факультет. Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН, после ее расформирования в Главной редакции фотоинформации АПН. С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах. Участник многих фотовыставок - от выставок Горкома художников - графиков до Второй фотобиенале Русского музея в Санкт-Петербурге. Фотографии Евгения Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России. Основное дело Евгения Артемова — преподавание фотографии. Он написал первую программу фотокомпозиции для факультета журналистики МГУ и преподавал фотокомпозицию на кафедре газетного дела факультета журналистики МГУ (зав. Кафедрой — Э. А. Лазаревич). Преподавал специальность «Фотомастерство» на кафедре кино-фото мастерства Московского института культуры. Лидия Павловна Дыко, известный теоретик фотографии, профессор ВГИКа, пригласила Е. А. Артемова своим ассистентом во ВГИК на кинооператорский факультет. Затем он преподавал фотокомпозицию на втором курсе кинооператорского факультета ВГИКа. Преподавал в ЗНУИ, в Академии Фотографии, на различных курсах. Ученики Евгения Артемова успешно работают по всему миру. Светлана Бельская, студентка МГИКа, создала в МГУКИ кафедру фотомастерства и возглавила ее — стала заведующей кафедрой и профессором. Я шагаю по Москве. Я действительно шагаю по Москве. Это не только слова из бывшего гимна Москвы, написанные моим любимым Геннадием Шпаликовым. Это моя жизнь. Мальчишками мы на спор пробегали Садовое кольцо. Мы выходили из моего дома на Садовом Кольце у метро Павелецкая — Зацепский вал, дом 14/36 — и бежали обычно влево, к Таганке. Павелецкая - Таганская - Курская - Красные Ворота — Сухаревская — Маяковская — Краснопреснеская — Арбатская — Парк Культуры — Октябрьская — Серпуховская — Павелецкая. Вот мы и дома. Всего 16 км, если верить Яндексу. Нам — по 14 лет. Прошло 50 лет. Я несколько раз проходил по половине Садового Кольца, один раз — три четверти Садового Кольца. Мне 64, и Садовое кольцо бежит — блестит в линзах моего фотоаппарата.
Собственно, фотографировать я начал раньше, чем бегать по Садовому Кольцу. Но тогда достойным для фотографирования мне казалось либо необычное, либо красивое, либо героическое. А Садовое Кольцо — вот оно, обыденное, будничное и привычное. Зачем его снимать? Как я теперь жалею, что не сфотографировал тогда, полвека назад, места моего детства! Уже учась во ВГИКе я не снял комнату, где родился, свой двор, школу, где учился… «Помог» мне в этом мой мастер по документальному кино. Я трижды подавал заявки на съемку документальных фильмов о Москве — и трижды он на корню зарубал мои сюжеты. Слишком просто, обыденно, и героики социалистических будней нет.
Потом я начал работать, и нужно было снимать Москву так, что бы мои снимки прошли через редколлегии и худсоветы. Москва должна была быть очень красивой, очень новой и очень - очень радостной. Я старался, как мог. И моя Зацепа тихонько ждала своего часа. Помните Евгения Евтушенко - «На промасленной Зацепе пахнет пивом из ларька». Это — о моей малой Родине. Напротив моего дома, у Павелецкого колхозного рынка, было три рюмочные, четыре пивные, и два вытрезвителя.
Когда я наконец-то пришел снимать свой двор, то войти в него не смог. Дом выселили, двор наглухо закрыли, школу — перестроили. Павелецкого колхозного рынка не стало, не стало и всего района вокруг него. Взамен — огромная брошенная стройплощадка. Но остались улицы и дворики, по которым я бегал мальчишкой, осталось Садовое Кольцо, по которому так же торопливо бегут люди, остались места моей юности, скверы, где я встречался с девушками… Не ищите социально — критического подтекста в моих фотографиях. Все они — признание в любви к моей Москве. Просто она такая, какая есть, а я - человек элегический.
Элегия – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... Не всем же быть мажорами! Мои снимки возникли как стихи, родились из того же сырья, из которого рождается настоящая поэзия.
«Привет, Садовое кольцо! От физики, законов Ома, сбегу к Москве — моей Москве, такой родной и незнакомой! Она возьмет с улыбкой за руку, закружит в пестром хороводе...» Эти стихи написаны в литературном кружке Московского Дворца Пионеров лет в 14 — 15. Теперь, в 64, я говорю то же самое своими фотографиями. Почему мои фотографии так выглядят? Почему не цветные? Почему изображение распадается на квадратики — пикселы?
Простого ответа на эти вопросы нет. Только батарея не стреляет по одной причине — кончились снаряды. В искусстве все сложнее. И вообще, все объяснения — вторичны, первично внутреннее чувство художника. Я — агностик, я считаю, что жизнь невозможно ни понять, ни объяснить. Ее можно только прожить. Но все же, в случайном порядке.
С детства мне нравились мозаики, особенно те, где часть изображения — живопись, часть — мозаика. Пример - Адам и Ева Рафаэля Санти. Мне очень нравится растрескавшаяся штукатурка, шелушащаяся краска, распавшийся от времени асфальт. Так же, как и моим великим учителям - Леонардо Да Винчи и Ливану Пааташвили. Мне нравится, что изображение распадается, разрушается прямо на глазах у зрителя. Это подчеркивает быстротечность времени, ведь сфотографированной мною Москвы — уже нет, ее смыли последние реновации, и фотография тоже не должна быть застывшим монументом.
Мне хочется, что бы зритель воспринимал мои фотографии как мое личное, элегическое высказывание, а не как окно в реальность. То есть, я хочу своими пикселями, из которых состоит цифровая фотография, подчеркнуть ее условность, дистанцироваться от снятого сюжета. Мои фотографии черно - белые по той же причине.
Затем, мои фотографии лежат на границе актульного искусства, а пикселизация — излюбленные его прием. Вспомним Томаса Руфа и мобилографию. Показать, что фотография состоит из пикселов — это честно. Она из пикселов и состоит. Зачем морочить людям голову? И, наконец, сама Москва состоит из квадратиков и их блоков — кирпичная кладка домов, переплеты окон, прямоугольники зданий и кварталов, Собянинская плитка, наконец.
Мои пикселизированные фотографии — наиболее адекватный способ отображения этого города, моей любимой Москвы. И я пройти еще смогу - мое Садовое Кольцо - до самого конца! |
ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИКДля одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа. |