Московская школа современной фотографии СТУДИА

Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи:Основы работы с колоритом фотоснимка.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - Основы работы с колоритом фотоснимка.
06.08.2024
Основы работы с колоритом фотоснимка.

 

Опубликовано в журнале Мир Техники Кино за декабрь 2022 года



 
ОСНОВЫ РАБОТЫ С КОЛОРИТОМ ФОТОСНИМКА.
 
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков  г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
 
«Является предрассудком, будто колористами родятся,
а рисовальщиками становятся»
Эжен Делакруа

   Давайте вначале дадим определение понятия колорит. Так как я - частица ВГИКа — выпускник ВГИКа, в прошлом преподаватель ВГИКа, то я приведу определение, данное профессором ВГИКа Лидией Павловной Дыко в фото-кино энциклопедии, изданной под редакцией другого профессора ВГИКа, Евсея Абрамовича Иофиса.
   «Колорит фотоизображения (итал. colorito, от латинского color - краска, цвет), характер цветовых элементов фотоизображения, их взаимосвязи, согласованность цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита фотоснимка - живописность и красочность цветовых сочетаний.
   Колористическое решение — одно из важных изобразительных средств фотографии, используемое для наилучшего выражения содержания снимка.
   Основу колорита фотоснимка составляют цвета и тона объекта съемки, поэтому решающим фактором, определяющим удачный колорит фотоснимка становится оценка цветовых сочетаний объекта съемки и фона, выбор и расположение в кадре наиболее выразительных цветовых деталей изображения.
   В ряде случаев при выборе колорита фотоснимка применяется методика так называемой цветовой организации объекта съёмки.
   Например, при съемке натюрмортов, павильонного портрета, создания рекламных фотографий, предметы, детали, фон и другие элементы, входящие в кадр, подбираются в таких цветовых сочетаниях, которые способствуют наиболее выразительному колористическому решению.
   Колорит фотоизображения зависит так же от освещения объекта: направление падения светового потока, рисунок светотени, ее контрасты трансформируют цвета и тона объекта.
Поэтому колорит фотоизображения во многом зависит от пропорций освещённых и затенённых участков в кадре.
   При большой площади теневых участков общая тональность фотоизображения становится более темной, цветовые элементы картины теряют свою яркость, выглядят приглушенными. 
   Изменение освещенности теневых участков достигается подсветкой их общим рассеянным светом. Это позволяет получить бестеневой рисунок фотоизображения, которому присущи свойственные объекту съемки насыщенность и светлота цветов и тонов.
   На колорит фотоизображения влияют также фотографические средства: объективы, дающие возможность получать снимки с четким или мягким рисунком изображения; различные оптические насадки, применяемые для создания размытого рисунка, смягчающего цветовые сочетания, и т. п. 
   Иногда для достижения различных цветовых эффектов используют светофильтры.
   Доработка и уточнение колорита фотоизображения производится в процессе печатания с помощью коррегирующих светофильтров, или применением таких способов, как изогелия, соляризация.»

   Как научиться колористическому построению фотокадра?
Так же, как и композиционному решению. Нужно развивать в себе чувство цвета, чувство гармонии и дисгармонии цветов, чувство колорита. Нужна постоянная практика. Теория — лишь трость, помогающая при ходьбе. Но человек идет своими ногами.

   Колорит фотографии, как и ее тональное решение, определяется цветами и яркостями тех объектов, которые Вы в кадр включаете. То есть, при постановочной фотосъемке у Вас должен быть хотя бы приблизительный замысел колористического решения. При репортажной съемке должен быть навык колористического решения репортажных фотоснимков.
   Как сформировать Ваш замысел? Нужно получить опыт, хотя бы начальный. Нужно помнить, что «Кинооператорское искусство есть кино изобразительное искусство» - А. Д. Головня. Необходимо знать изобразительное искусство, внимательно рассматривать картины, фотографии и кинофильмы, стараясь понять, как построен их колорит. Какие цвета присутствуют в картине, каковы их оттенки, какую площадь они занимают. Как изменяется один и тот же цвет в светах и тенях изображения. Нужно спрашивать себя, какие чувства вызывает у Вас та или иная картина, тот или иной кинокадр, каков вклад сюжета и каков вклад колорита в образность произведения.
   Давайте проведем различие между колоритом произведения и гармонией цветов, из которых оно сложено. Гармония цветов — локальная категория, существующая до художественного замысла произведения. Гармония цветов опирается на специфику зрительного восприятия человека и на его социальный опыт. Гармоничные сочетания цветов будут отличатся для различных социальных групп человеческого общества — и тем более для различных культур. 
   В силу свей локальности таблицы гармоничных цветовых сочетаний применимы скорее в дизайне, чем в искусстве. И в дизайне их применение ограничено. Цвета будут оказывать различное воздействие в зависимости от площади, которую они занимают, конкретного цветового оттенка, фактуры материала, на которую цвет наложен, от освещения, которое изменяется в течении суток и множества других факторов. Получив от дизайнера магазина интерьера гармоничную гамму цветов, купив, в соответствии с этой гаммой, обои, напольные покрытия, гардины, Вы, скорее всего, будете удивлены разницей в ощущениях между эскизом и готовым пространством Вашей комнаты. И, тем не менее, рассматривать различные таблицы цветовых гармоний, анализировать их — очень полезная часть обучения будущего оператора работе с цветом.

   Иллюстрация 1 — пример таблицы цветовой гармонии.

   В отличии от цветовых гармоний, колорит опирается на сюжет произведения.
   «Колорит наш — не изящные пятна (в отличие от цветовых гармоний — Е. А.), он должен выражать нам настроение, душу, он должен расположить зрителя, как мелодия в музыке» писал Илья Ефимович Репин.
   И все-же, с чего начать изучение теории? Давайте посмотрим, какие виды колорита встречаются в истории искусства.
   За свою педагогическую практику я перечитал множество книг, посвященных колориту. Большинство из них оперируют понятиями не колорита, а цветовых гармоний. «Серебристый колорит», «Теплый колорит», «Жемчужный колорит» - бесконечное количество подобных определений ставит равенство между цветовыми гармониями и колористическим решением картины. Ранее я показал, что это неверно. Ясное и точное определение типов колорита присутствует в книге «Колорит» издательства Ростовского государственного университета у авторов Суриной Мариэтты Олеговны и Сурина Александра Александровича. К сожалению, в интернете я не нахожу этой книги. В интернете есть другая книга этих авторов - «История образования и цветодидактика (история систем и методов обучения цвету)». Книга очень хорошая и полезная.
   Авторы выделяют три основных типа колористического построения произведений изобразительного искусства. Все они опираются на цветовой круг.
   Первый тип колорита — колорит построенный на сближенных цветах, лежащих рядом, с одной стороны цветового круга. 

   Иллюстрация 2.
 
 


   Такой тип колорита встречается очень часто. Он наиболее доступен для реализации начинающими фотографами. Характерный пример, доведенный до крайности — натюрморт «Красные перцы на красном фоне» студента ВГИКа Тимофея Лебедева. Красный цвет перцев и красный цвет фона не просто сближены, они одинаковые, отличающиеся только оттенком.
   Обратите внимание, для того, что бы снимок не казался монотонным, Тимофей включил в кадр зеленые черенки перцев. Красный и зеленый — дополнительные цвета, лежащие с разных сторон цветового круга. Они создают одновременный цветовой контраст, повышающий насыщенность обоих цветов в нашем восприятии. Площадь черенков невелика, зелень — теплая, она не изменяет типа колористического решения натюрморта.

   Иллюстрация 3. 
 
 
 

   Типичный пример колорита на сближенных цветах — натюрморт Анны Носовой «Шоколад». Важно, что салфетка, служащая фоном в верхней части снимка, кремовая, а не белая!

   Иллюстрация 4.
 
 
 
 

   Второй тип колорита — колорит, построенный на контрастах цветов. Цвета, лежащие с противоположных сторон цветового круга, в своих конкретных оттенках, будут давать нам бесконечное разнообразие колоритов этого типа.

   Иллюстрация 5.
 
 


   Пример такого колорита — натюрморт Глеба Мартынова «Ноты». Теплые цвета домбры, поверхности стола, старой нотной бумаги контрастируют с цветом груш. Форма груши перекликается с формой музыкального инструмента. Цветовой контраст неназойливый, гармоничный. В этом произведении явно прослеживается движение вниз, что является большой редкостью в композиции натюрмортов.

   Иллюстрация 6.
 
 


    Еще один пример - натюрморт Виктора Баранова «Рыба».

   Иллюстрация 7.
 
 
 

   Теплые цвета луковицы, деревянной доски, яичного белка, золотистый цвет рыбы — главного объекта натюрморта — контрастируют с зеленью лука. Обратите внимание на газету — она не белая, а чуть бежеватая. Автор поработал с ее цветом. Посмотрите на выдающуюся композицию этого натюрморта. В прямоугольник кадра вписан прямоугольник газеты, в прямоугольник газеты вписана доска, рыба выдвинута за пределы доски и таким образом акцентирована. Скользящий свет офактуривает рыбу, она светится золотистыми тонами. Вступительный комплект Виктора Баранова заслуженно получил во ВГИКе высшую оценку - 100 баллов.

   Третий, самый сложный тип колорита, использует одновременно большинство цветов цветового круга. Цвета объединяются по своему оттенку, светлоте, месту в кадре и площади, которую они занимают. Все эти параметры определяются художественным замыслом автора. 
   Наилучшими иллюстрациями этого типа колорита являются картины выдающихся художников. Валентина Серова, Яна Вермеера, Вечеллио Тициана.
   В учебной практике начинающих авторов такой тип колорита встречается нечасто. 

   Примеры — Иллюстрация 8, Михаил Метальников. «В казино».
 
 
 


   Иллюстрация 9, Константин Кобцов, «Натюрморт с разбитым бокалом». 
 
 
 


   И еще натюрморт Константина с амфорой, опубликованный в журнале «Мир техники кино» № 2 за 2022 год, илл. 12, в моей предыдущей статье, посвященной цветному освещению.

   Николай Николаевич Волков в своей книге «Цвет в живописи» выделяет следующие подвиды колорита:
1 - Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки колорита этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Встречается в народном искусстве, в    агитационной и рекламной графике, в авангардных течениях живописи XX - ХХI века.
2 - Разбеленый колорит. Это разбеление цветов произведения.
3 - Зачерненный колорит. Это затемнение цветов произведения. Произведения с зачерненным колоритом часто выражают тайну, трагизм, старость, угасание.
4 - «Ломаный» колорит. Получается добавлением серого к цветам произведения. Часто является признаком усталости, пессимизма, предпочитается пожилыми людьми.
5 - Классический колорит. Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они всегда приглушены и смягчены чем-либо.
  Подвиды колорита Н. Н. Волкова могут относится к каждому виду колорита Суриных. Темным, разбеленым, насыщенным может быть и колорит, построенный на сближенных цветах (на нюансе цвета), и колорит, построенный на контрасте цветов, и колорит, использующий все цвета цветового круга.

   Что делать дальше? Пробовать работать с цветом в программе Фотошоп. Сейчас, когда ученики делают первые шаги, их практический опыт важнее теоретических знаний. И, более того, без минимального опыта, ученикам будет крайне сложно понимать что-либо в теории цвета и колорита.
   Почему необходима обработка фотографий в Фотошопе? Дело в том, что техника фиксации изображения фото или кинокамерой кардинально отличается от изобразительной техники, которую используют художники. Художник рассматривает цвета объекта, анализирует их. Художник оценивает соответствие цвета объекта своему творческому замыслу. Затем он смешивает на палитре краски, и точка за точкой, мазок за мазком, наносит их на холст. Только вся совокупность красочных мазков вызывает у зрителя ощущение цветов, которые хотел передать художник.
   Фотограф, даже подобрав цвета объекта съемки, не может менять их при съемке так же свободно, как художник. Фотоаппарат не изображает объект, он репродуцирует его. Репродуцирует весь, сразу и — механически. Об этом подробно писали многое теоретики фотографии, например, Вальтер Беньямин. Любой студент, снимающий в павильоне, понимает эту разницу после первого опыта постановки и съемки натюрморта.
   К счастью, в век цифровой фотографии, существуют редакторы изображений. Самый распространенный их них — Фотошоп, который стал де-факто отраслевым стандартом в современной фотографии.
   Как мы должны изменить свой снимок в редакторе? Начинающие авторы думают, что нужно устранить дефекты, неточности в передаче снимаемого объекта и максимально приблизить фотоснимок к оригиналу.
   Это не так. Идентичность фотоснимка объекту съемки нужна только в криминалистике и научной фотографии. Она не нужна даже в рекламе, и совершено не нужна в художественной фотографии. Художник создает образ мира и человека, а не копию человека и мира. Колорит произведения не повторяет цвета объекта съемки. Все цвета в художественном фотоснимке изменены с целью передать авторскую мысль, подчеркнуть настроение, вызвать в зрителе те или иные мысли и ассоциации.
   Такова ВГИКовская школа. Она учит создавать образ, учит избегать натурализма, то есть механической, бездушной фиксации снимаемого объекта.
   Посмотрите фильмы действующих мастеров кафедры кинооператорского мастерства ВГИКа. «Холодное танго» Игоря Клебанова, «Звезда» Юрия Невского, «Иван Денисович» Михаила Аграновича, «Танкист» Юрия Любшина, и вы увидите, что их колорит подчинен драматургии, что он отличается и от «изящных цветовых пятен» цветовой гармонии и от унылого бытового прочтения цветов, от пресловутого «так и было» начинающих фотографов и видеографов.

   В Фотошопе имеется масса инструментов для работы с цветом. Давайте начнем с двух простейших и самых наглядных.
   Во-первых, это инструмент «Цветовой тон/насыщенность» из группы инструментов «Коррекция». Он имеет регулировки цветового тона, насыщенности и яркости цвета. То есть работает с цветом в модели HSL.
   Лучше применять его как корректирующий слой и не выполнять сведение слоев при сохранении документа. В дальнейшем Вы в любой момент можете вернуться к работе над своим снимком без потери качества изображения. Для этого не сохраняйте снимок в формате .jpg. Используйте формат .tif.
   Инструмент «Цветовой тон/насыщенность» имеет массу возможностей для работы. Я не советую на первом этапе пытаться их выучить. Гораздо важнее почувствовать удовольствие от изменения цветов на Ваших снимках.

   Иллюстрация 10 - цветовая модель HSL.
 
 

   Откройте один из Ваших пейзажей и создайте над ним корректирующий слой «Цветовой тон/насыщенность». Возьмите пипетку на панели инструмента — просто щелкните по пиктограмме руки. Этой пипеткой выберите цвет в Вашем снимке, который Вы хотите изменить. Например, цвет зелени. Он часто выпадает из колорита наших фотографий. Понемногу двигайте движок «Цветовой тон» и наблюдайте и за изменением зелени, и за изменением общего цветового строя снимка. Затем поработайте с движками «Насыщенность» и «Яркость».
   Вновь щелкните пипеткой по другому важному цвету — цвету неба. Добейтесь гармоничного ощущения от цветов Вашей фотографии. Вы должны получить удовольствие и от полученного результата, и от самого процесса работы.

   Иллюстрация 11 — инструмент «Цветовой тон/насыщенность».
 
 



    А что нужно изменить? Я не могу Вам этого сказать. Я не вижу Ваш снимок и не знаю Ваш замысел. Руководствуйтесь художественным вкусом, который Вы воспитываете в себе путем анализа фильмов, фотографий, произведений изобразительного искусства. Вы должны создать изображение, которое понравится Вам и которое заинтересует Ваших зрителей.

   Второй интересный инструмент для изменения Ваших фотографий - «Цветовой баланс». Он позволяет раздельно окрашивать тени, средние тона и света изображения. Используйте его как корректирующий слой.
   Двигайте движки, наблюдайте, что получается. Главное, испытывайте удовольствие от работы. Почувствуйте, что цвета Вашего снимка — не данность. Они лишь основа для построения художественного образа. Задумывайтесь над цветами и их единством - колоритом Ваших снимков.

   Иллюстрация 12 — инструмент «Цветовой баланс».
 
 
 


   Не думайте, что Фотошоп исправит любой скучный, неудачный снимок. Это не так. Снимок создается в момент съемки, и только подправляется в редакторе. Оператор работает на съемочной площадке!

   «Знания, полученные из книг или от твоих учителей, - как сказано в Ведах, - сравнимы с путешествием в повозке... Но повозка служит тебе только до тех пор, пока ты движешься по проторенной дороге. Как только дорога кончается, ты вынужден покинуть повозку и идти дальше своими ногами». Иоханнес Иттен, преподаватель курса «Искусство цвета» в Баухаусе.

   В следующей части статьи мы разберем понятие «цвет» в изобразительном искусстве.

   Список литературы:
1. И. В. Гете. «К учению о цвете». Раздел «Чувственно-нравственное воздействие цвета». Любое издание.
2. Сурина М. О., Сурин А. А. «Колорит». Издание Ростовского Университета.
3. Сурина М. О., Сурин А. А. «История образования и цветодидактика (история систем и методов обучения цвету)». Любое издание.
4. Павел Косенко. «Живая цифра». Издатель Treemedia.
5. Иоханнес Иттен. «Искусство цвета». Издатель Treemedia.
   Все названные книги малодоступны на бумаге. Ищите их в интернете. 
подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола