Московская школа современной фотографии СТУДИА

Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи:Основы цветного освещения гипсовых моделей и натюрморта.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - Основы цветного освещения гипсовых моделей и натюрморта.
05.12.2022
Основы цветного освещения гипсовых моделей и натюрморта.

 

Опубликовано в журнале Мир Техники Кино за декабрь 2022 года



 
ОСНОВЫ ЦВЕТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ГИПСОВЫХ МОДЕЛЕЙ И НАТЮРМОРТА.
 
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков  г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
 
«Горит зеленый свет — летит зеленый снег.
А разве он зеленый?
Зажегся красный свет — помчался красный снег,
холодный и студеный»
 
   Курс фотокомпозиции во ВГИКе традиционно состоит из двух частей. Собственно, из курса композиции, и курса основ киноосвещения, которые преподаются одним специалистом, Мастером в этой области. До наших дней цветное освещение гипсовых моделей и натюрморта в практике преподавания фотокомпозиции использовалось редко. Во ВГИКе первым преподавателем композиции, который учил студентов цветному освещению с самых первых упражнений, со съемки гипса, был Юрий Николаевич Транквиллицкий. В те годы была жива Лидия Павловна Дыко. Она, как и многие другие преподаватели ВГИКа, негативно относилась к цветному освещению гипсовых моделей. Ведь гипс — белый, ахроматический, бесцветный.
   Я тоже считал цветное освещение гипсовых голов вредным. Но - по другой причине. У художника на палитре все цвета и все оттенки мира. А у студента ВГИКа — всего несколько светофильтров различных цветов. Применение этих светофильтров в 99 процентах учебных работ давало антихудожественный результат. Речь идет о девяностых годах 20 века. Цифровая фотография еще не существовала, возможности работы с цветом в программе Фотошоп не было. Студенты ВГИКа использовали не очень качественную диапозитивную фотопленку, которая дурно обрабатывалась в большинстве фотолабораторий. Снимки получались «пощечиной общественному вкусу», как писал Маяковский. Принять их было возможно только сбросив все культурное наследие изобразительного искусства «с корабля современности». «Взбесившийся Ландрин» - помните это определение? Ландрин — производитель леденцов, который окрашивал их в яркие, кричащие цвета. И, самое главное, не существовало в те годы колоризации кинофильмов, не было в кинематографе профессии колориста в понимании нашего времени.
   С тех пор многое изменилось. Студенты ВГИКа снимают учебные работы цифровыми фотоаппаратами и активно обрабатывают снимки в фотошопе, предоставляющем огромные возможности для общего и локального изменения цветов фотографии. В кинематографе появилась новая специальность — колорист. Большинство современных фильмов колоризованы, то есть подвергнуты активной обработке в цветовых редакторах. И чем раньше студенты начнут задумываться над колористическим решением своих работ, тем лучше.
   Съемка гипсовых моделей, основа академического художественного образования, по моему теперешнему мнению, самое лучшее время для начала работы с цветным освещением. Гипс — белый, поэтому на нем хорошо видны все нюансы освещения, как балансного, так и цветного. Белизна гипса упрощает начало обучения цветному освещению, а само цветное освещение является началом работы с цветом и колоритом.
   Перед началом изучения основ цветного освещения необходимо дать ученикам общее представление о колорите изображения и символике цвета в западной и восточной культуре.
   Цвет — это ощущение, которое возникает в мозгу человека при воздействии на его глаз световых лучей. Цвет изучается многими науками — смотри https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет. На кинооператорском факультете ВГИКа существует прекрасный учебник «Цветоведение и цветовоспроизведение», написанный Федором Сергеевичем Пятницким. Этот учебник актуален и сегодня. Федор Сергеевич описал технические аспекты работы с цветом. Художественные аспекты относятся во ВГИКе к курсу фотокомпозиции и следующему за ним курсу кинооператорского мастерства.
   Когда Лидия Павловна Дыко пригласила меня своим ассистентом на кинооператорский факультет, кинематограф во всем мире уже был цветным. Но в курсе фотокомпозиции, читаемом во ВГИКе, тем, посвященных работе с цветом, не было. Лидия Павловна поставила передо мной задачу написать лекции о цвете и колорите, и читать их на первом курсе кинооператорского факультета ВГИКа. В дальнейшем эти лекции легли в основу моей диссертации, посвященной цвету в отечественном кинематографе.
   «Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым» - говорил Иоханнес Иттен, читавший курс «Искусство цвета» в Баухаусе. Наверное, поэтому, студенты с удовольствием выполняют задания на цветное освещение гипсовых моделей. Их нужно, скорее, удерживать, что бы они не сняли цветными все упражнения с гипсами. В идеале, для таких упражнений нужны RGB светодиодные кинопрожекторы, например ARRI серии L.

   Иллюстрация 1.




   Такие прожекторы используют три светодиода -красного, зеленого и синего свечения, которые работают одновременно. Это позволяет получить свет любого цвета. У студента в руках окажутся все цвета мира — так же, как и на палитре у художника. На одно рабочее место студента нужно не менее четырех таких прожекторов.
   Нигде в России в учебных заведениях таких прожекторов нет. Студенты начинают работу с несколькими цветными светофильтрами основных цветов. Так же, как в девяностые годы. Но теперь есть возможность подправить цвета в редакторах, например, в «Фотошоп». Кроме того, прямо в процессе съемки можно вынуть флешку из фотоаппарата и проконтролировать результат на контрольном мониторе, после чего внести коррективы в свет и композицию. В девяностые годы результат можно было увидеть минимум через несколько дней, когда что-либо изменить, исправить, было уже невозможно.
   Каков алгоритм работы студента с цветным освещением? С чего следует начинать? Конечно, с художественного замысла. Я хочу повторить слова старейшины кинооператорского цеха, профессора ВГИКа Анатолия Дмитриевича Головни: «Гипс — это наш актер, а фон — простейшая декорация, в которой действует актер. Актер и декорация освещены одним и тем же источником света, видимым в кадре или предполагаемым за кадром. Они находятся в единой световой среде». Этот постулат является основным заданием для съемки гипсовых моделей, и в черно-белом варианте, и с цветным освещением. Задание, которое давал А. Д. Головня, перекрывает 90% случаев работы с цветом в реальном кинопроизводстве. И учащийся, и педагог понимают конечный результат. Работа получается осмысленной. Очень легко сделать просто «красивые» снимки, где цветной объект помещен на красивый цветной фон. Такие декоративные композиции, конечно, имеют право на существование. Но их учебная ценность невелика, так как в таких работах сложно отделить закономерное в замысле от случайного в результате работы. Получается, что студент идет «туда, не знаю куда», и приносит «то, не знаю что».
   В первую очередь студентам нужно показать, что, если осветить гипс светом одной цветности, например, поставив на рисующий кинопрожектор и на прибор заполняющего света одинаковые цветные светофильтры, то у зрителя возникнет чувство неверного баланса белого. Цветного освещения чувствоваться не будет. Это происходит потому, что освещение на Земле — почти всегда двухцветное.
   Днем света освещены теплыми лучами солнца, а тени подсвечены синим светом неба. Вечером света освещены теплым светом костра или лампы, а тени — холодным светом ночи. Поэтому, для того, что бы зритель ощутил Ваш эффект освещения цветным, Вы должны использовать при съемке минимум два разных цвета. Чаще всего, это цвета с разных сторон цветового круга.
   Можно использовать в качестве второго цвета один из так называемых константных цветов. Константность цвета (или цветопостоянство) — способность зрения в некоторых пределах корректировать восприятие цвета объектов, при изменении спектра их освещения. Не все цвета являются константными для человеческого восприятия. Для нас в аспекте учебных работ по цветному освещению наиболее интересна константность восприятия черного и белого цвета. То есть, если мы осветили модель цветным светом, но на изображении есть достаточные по площади участки чисто белого — например, от контурного источника освещения, или участки чисто черного — в глубоких тенях, объект не будет восприниматься нами снятым с неправильным цветовым балансом (балансом белого). Он будет восприниматься нами снятым в цветной световой среде.
   Пример сложной, двухцветной световой среды на натуре — снимок Марии Егоровой «Дождь».

   Иллюстрация 2.





   Актриса освещена светом уличного светильника дневного света. Баланс белого установлен по этому источнику, поэтому цвет кожи узнаваем. Слева от актрисы — яркие голубые светодиодные огни киоска. Их отблески ложатся на актрису. Эти отблески объединяют две зоны с совершенно разным освещением в единую световую среду.
   А как же известные стихи, которые я поставил эпиграфом к статье? Где константность восприятия белого цвета? Цвет воспринимается константно, когда он связан с объектом. Например, зеленая лужайка. И, затем, когда в кадре есть еще иные объекты и цвета. Зеленый и красный снег мы видим ночью, на темном фоне, вблизи цветных огней светофора. Видим, чаще всего, «на крупном плане», то есть тогда, когда наше восприятие абстрагируется — или вовсе изолируется - от окружающего пейзажа. Когда объекты, освещенные небалансным для среды светом, очень яркие, они кажутся нам самосветящимися, пишет Ф. С. Пятницкий в своем ВГИКовском учебнике. Это и происходит ночью у любого яркого источника цветного света.
   Итак, начинать надо с установки цветных светофильтров, соответствующих художественному замыслу учащегося, на осветительные приборы. Светофильтры могут быть установлены только на прибор рисующего света, только на прибор заполняющего света только на прибор контурного света, только на прибор фонового света — или сразу на несколько приборов. Баланс белого на фотоаппарате должен быть первоначально выставлен по прибору рисующего света без светофильтра. То есть, автоматический баланс белого должен быть выключен. Фотографируем, оцениваем результат на мониторе фотоаппарата, а лучше на большом контрольном мониторе. Изменяем баланс белого с целью приблизить результат к нашему художественному замыслу. Если надо — меняем светофильтры и (или) виды света, на которые светофильтры установлены. Вновь снимаем, вновь оцениваем результат на контрольном мониторе. Обрабатываем полученный снимок в редакторе — например, «Фотошоп». Окрашиваем, если нужно, раздельно тени- средние тона - света. Колоризуем — тонируем - фотографию в целом. Корректируем какие либо цвета выборочно. Вновь оцениваем результат. И так — много раз, до получения выразительного, интересного фотоснимка.
   Конечно, оператор должен сделать максимум работы на съемочной площадке. Если бы у учащихся были RGB LED кинопрожекторы, то все изменения цветности всех задействованных источников света можно бы было производить путем регулировки света самих источников. Но в реалиях нашего учебного процесса описанная мною методика является оптимальной.
   Давайте обратимся к практике. Все снимки выполнены студентами ВГИКа, когда они были еще учащимися 10 — 11 класса средней школы.

   Иллюстрация 3. Владимир Клюев, этюд цветного освещения гипсовой головы.




 
   Эта работа — типична для начала обучения работе с цветом. Цвета этюда открытые, насыщенные, радостные. Сюжет снимка второстепенен, первостепенно его яркое, декоративное решение. Капли глицерина на стекле на первом плане подсвечены отдельным источником света с ярко-синим светофильтром, имитирующим свет, упавший от прибора контрового света. Фон разработан красным цветом, что обогащает палитру снимка.
   При использовании источников «желтого» света с лампами накаливания 3200 градусов Кельвина, возникают трудности с «голубой» подсветкой теней. В спектре таких ламп очень мало голубых лучей. Поэтому балансировать свет приходится по прибору заполняющего света. Особенно, если учащийся использует заполнение отраженным светом от «пены» или лайт-диска. Пример — натюрморт Егора Егорова «Чертежник».

   Иллюстрация 4.




   Подсветка теней голубым светом выполнена путем отражения света заполняющего источника — 3200 градусов Кельвина — от голубого хромакейного фона. Количество света было так мало, что пришлось вначале отключить все остальные приборы, определить по пробе экспозицию для заполняющего света, а затем подогнать под нее количество рисующего света с помощью нескольких нейтральных светофильтров. Эта работа имеет замысел в полном соответствии с заданием А. Д. Головни: чертежник работает ночью, его рабочее место освещено теплым светом чертежной лампы и подсвечено холодным заоконным светом от уличных светильников. Пробный снимок для определения экспозиции заполняющего света был выполнен со следующими параметрами: 200 ИСО, диафрагма 11, выдержка 1 секунда, баланс белого — 3200 Кельвинов.

   Иллюстрация 5. Андрей Абраменка, этюд освещения.




   В этой неплохой работе — типичная ошибка. Фон цветной, а гипс чернобелый. Нет единой цветовой среды. На гипсе обязательно должны быть рефлексы от фона, тогда зритель ощутить единую световую среду фотографии.

   Иллюстрация 6. Евгений Матвеев. Натюрморт «Война и Мир».




   Красные всполохи огня — тема война 1812 года — объединяют всю композицию натюрморта. Красный цвет есть на фоне, на книгах, на бюсте Наполеона. Примечательно, что в первом варианте красноватых отблесков на бюсте императора не было, Наполеон «вываливался» из кадра. Красные отблески собрали кадр воедино.
 
   Иллюстрация 7. Андрей Бояновский. Этюд освещения гипсовой модели.




   Недостаток снимка — разработка фона. Рассвет слишком ярок и не на месте, он не должен резаться рамкой кадра. Но достоинства снимка перевешивают его недостатки. Посмотрите, как рефлексы на модели связывают ее с фоном, создавая единую световую среду. Тона снимка — нежные, легкие. Их гораздо труднее создать, чем плотные и насыщенные. Цветовой замысел снимка — совершенно верный, в полном соответствии с заданием А. Д. Головни.

   Иллюстрация 8. Андрей Бояновский. Этюд освещения от костра.




   Хороший рисунок нижнего света, искры костра, холодная подсветка теней. Ощущение от эффекта освещения передано достоверно.

   Иллюстрация 9. Василиса Вдовина. «Атлантида».




   Очень интересный замысел — передать освещение в подводной среде. Рисующий свет отражается от серебристого лайт-диска. Создается ощущение, что свет прошел сквозь волнистую поверхность воды. Фон — зеленоватый, гипс — голубоватый. Колорит снимка построен на сближенных тонах.

   Иллюстрация 10. Константин Кобцов. Натюрморт.




   Амфора динамично, по диагонали, прорезает пространство снимка. Функцию рисующего света выполняет контровой источник. Он окрашен в красноватый цвет. А заполняющий свет, прорабатывающий тени, голубой. Цвет этого источника найден Константином очень точно. Двухцветное освещение не только добавляет объем в этот впечатляющий снимок. Композиция становится монументальной и отсылает зрителя к седой древности.
   В следующей статье мы изучим основы колорита фотоснимка.

   Другие статьи Евгения Артемова читайте перейдя по ссылке
подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола