Московская школа современной фотографии СТУДИА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | КАРТА САЙТА

+7 (926) 116 28 28
+7 (916) 025 19 25
Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи: JPEG как метод обобщения. Часть четвертая.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - JPEG как метод обобщения. Часть четвертая.
04.05.2021
JPEG как метод обобщения. Часть четвертая.


Опубликовано в журнале "Мир техники кино" № 4(14) - 2020   

 

http://www.mtk-magazine.ru/

 
 
 
 
JPEG КАК МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
 
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков  г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
  
Четвертая часть мастер - класса на примере фотографий Е. Артемова, вошедших во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства. Фотографии Евгения Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, Голландии, США, России, во Всероссийском фонде произведений изобразительного искусства. 
 
   Пришло время заключительной, четвёртой части моего мастер-класса. В первой части мы разобрали теоретические основы обобщения изображения алгоритмом JPEG и работу с цветным аналоговым негативом. Во второй части – работу с цифровыми файлами, сжатыми в программе JPEG Compressor 2019. В третьей части мы разобрали работу с цветом. Четвёртую часть мы начнём с бесплатного набора утилит libjpeg. Скачайте его с сайта https://jpegclub.org/reference/reference-sources/. Библиотека состоит из многих утилит для работы с файлами JPEG. Для нас самая важная – утилита cjpeg, позволяющая тонко настраивать параметры сжатия JPEG.
   Самое главное преимущество, отсутствующее в большинстве кодеков для сжатия JPEG, которое предоставляет утилита cjpeg – возможность задавать при сжатии различные размеры блоков пикселей – от 1х1 pix до 16x16 pix. Существуют и другие программы, позволяющие сжимать файлы с различным размером блоков пикселей, из них самая известная – ImageMagick, ознакомиться с которой можно по адресу https://imagemagick.org/. ImageMagick – такая же консольная программа, как и cjpeg, но разобраться в ней труднее, а возможностей регулировать сжатие JPEG в ней меньше, чем в утилите cjpeg, специально для этого созданной.
   Давайте освоим утилиту cjpeg. Положите исполняемый файл утилиты на рабочий стол Вашего компьютера. На рабочий стол поместите так же файл изображения, который Вы собираетесь сжимать. Выделите файл утилиты и нажмите кнопку «Свойства» в выпадающем меню. Вы увидите полный путь к файлу.



 
Иллюстрация 1.

   Это необходимо для создания команд управления утилитой cjpeg. Напоминаю, что консольная программа cjpeg управляется командами из приложения Рабочая строка Windows и не имеет графического интерфейса.
   Для удобства работы я редактирую мои команды в приложении Блокнот, сохраняю их, копирую, вставляю в Рабочую строку (все последние релизы Рабочей строки поддерживают такую возможность) и нажимаю Enter. Сжатый файл сохраняется в указанном Вами расположении, я сохраняю его на Рабочий стол для дальнейшей работы.
   Попробуем сжать наш файл с размером блоков 16х16 pix. Для этого нужно сначала преобразовать его в формат BMP. Размер файла – как и ранее, 3000 pix по длинной стороне. Нам не следует увеличивать размер файла, если мы хотим, что бы размер блоков пикселей в нашем изображении стал больше. С другой стороны, уменьшение размера файла менее 3000 pix вызывает потерю резкости и создает проблемы при дальнейшем увеличении размера изображения для выставочной печати. Распространенный и очень удобный формат TIF утилитой cjpeg не поддерживается из-за патентных ограничений.
   Наберите в Блокноте Ваш аналог моей команды: C:/Users/RD-03/Desktop/cjpeg9.exe -block 16 -quality 10,6 C:/Users/RD-03/Desktop3000.bmp C:/Users/RD-03/Desktop/3000-16-10-10.jpeg. Синопсис команды такой: C:/Users/RD-03/Desktop/cjpeg9.exe – полное имя исполняемого файла на моем компьютере, -block 16 -команда, задающая размер блоков из пикселей, в нашем случае 16х16 pix, команда -quality 10,6 – не степень сжатия фай-ла, как в JPEG compressor 2019, а качество сжатого файла, 100 – наивысшее, 0 – самое низшее. Уровень сжатия 97 в JPEG compressor 2019 примерно соответствует качеству 7 в утилите cjpeg. Вы видите, что самое сильное сжатия в cjpeg имеет в два раза больше уровней регулировки, чем в JPEG compressor 2019, и поэтому настраивается точнее. Первая цифра в команде -quality 10,6 от-носится к качеству итогового файла по яркости, вторая – к качеству по цветности. C:/Users/RD-03/Desktop/3000.bmp – полное имя файла, который я сжимаю, C:/Users/RD-03/Desktop/3000-16-10-6.jpeg – полное имя сжатого файла, если сохранять его на рабочем столе. В имени сжатого файла я обязательно включаю настройки сжатия, что бы не запутаться в дальнейшем.
   К сожалению, Фотошоп не открывает файлы JPEG с любой блочностью, отличной от 8х8 pix. Такие файлы мы можем открыть двумя способами: использовать утилиту djpeg, которая имеется в библиотеке libjpeg или использовать для открытия этих файлов программу Corel PhotoPaint.
   Утилита djpeg конвертирует файлы JPEG 16х16 pix в заданный нами формат, например, в -bmp с сохранением блочной структуры сжатого файла JPEG. Положите исполняемый файл djpeg на рабочий стол и используйте Ваш аналог команды C:/Users/RD-03/Desktop/djpeg9.exe -bmp C:/Users/RD-03/Desktop/3000-16-10-6.jpeg C:/Users/RD-03/Desktop/3000-16-10-6.bmp. Недостатком этого метода является трудоемкость. Утилита djpeg не имеет пакетного режима обработки, и Вам нужно конвертировать файлы по одному, изменяя команду в Командной строке для каждого нового файла, а затем открывать файлы bmp просмотрщиком чтобы оценить пригодность полученного рисунка блоков из пикселей для Ваших целей. Достоинство – утилита djpeg бесплатно поставляется в пакете libjpeg вместе с утилитой cjpeg и Вам не нужно использовать никакие платные программы для конвертации Ваших файлов.
   Программа Corel PhotoPaint большая, платная, но она значительно ускоряет работу. Вы сразу видите полученный рисунок пикселей и можете сохранить в любом формате только те результаты сжатия, которые подходят Вам.
   Рабочий процесс с использованием утилиты cjpeg такой. Вы сжимаете Ваш сюжет с разными настройками сжатия много раз, так как при сильном сжатии даже один шаг вызывает значительное изменение рисунка блоков пикселей. Затем Вы открываете полученные файлы JPEG в PhotoPaint и сохраняете в формате TIF те файлы, которые подходят Вам по полученному рисунку.
   Ниже – самые краткие рекомендации по работе с утилитой cjpeg. Так как сжимать изображения с выборкой 8х8 pix можно под визуальным контролем в программе JPEG compressor 2019, то для утилиты cjpeg я разбираю варианты сжатия с выборкой 16x16 pix, команда -block16.
   При сжатии утилитой cjpeg c командой -block16 пиксели изображения объединяются в большие блоки после применения команды «Чёрно-белое» в Фотошоп при качестве 20 и менее. Качество 15 – предел читаемости надписей, видимых в кадре. При дальнейшем уменьшении качества буквы сливаются, мелких деталей остается все меньше, ощущение резкости изображения уходит. Качество 9 – та граница, где фотография воспринимается фотографией. При дальнейшем уменьшении качества, примерно со значения 7, изображение начинает восприниматься как графика, количество полутонов очень сильно сокращается. Если подчеркивать блочность фильтром «Контурная резкость», как это описано в третьей части мастер-класса, то видимость блоков начинается с качества 35 и ниже.
   Все рекомендации – для сжатия по яркости.
   При выборке 1х1 pix блоки возникают при очень сильном сжатии – качество 2. Изображение детальное, блоки мелкие. При выборке 2х2 pix блоки оптимальны при качестве 4, ниже – изображение не воспринимается фотографией. При выборке 4х4 pix качество 7 – нижний предел сжатия, когда фотография смотрится фотографией. При стандартной выборке 8х8 pix качество 15 – верхний предел сжатия ( и нижний предел качества), когда блоки связаны с изображением, а не кажутся отдельной структурой.
   Вот и всё самое важное для начала работы. Давайте посмотрим примеры.



 
Иллюстрация 2. «Мы строим, строим, строим…».

   Файл сжат с блочностью 16 pix, -quality 10,7 сжатый файл положен поверх несжатого, в сжатом файле протерты ластиком лицо и руки гастарбайтера, дальнейшая обработка обычная, как рассказано во второй части моего мастер-класса. 
   Файлы, сжатые с блочностью 16х16 pix имеют более крупный рисунок блоков. Но они несколько менее резкие, и фактуры в них менее отчетливые, чем в тех же сюжетах, сжатых с блочностью 8х8 pix. Поэтому, в большинстве случав, я создаю слоеный пирог: нижний слой – изображение, не подвергавшееся сжатию, затем – изображение, сжатое 16х16 pix, и над ним изображение, сжатое 8х8 pix. Я работаю с прозрачностью, режимами наложения, и протираю ластиком слои, лежащие сверху, что бы стали видны нижние слои.
   Что поделать! Начав обобщение изображения алгоритмом JPEG, я оставляю территорию «чистой» фотографии и пересекаю границу Digital Art.



 
Иллюстрация 3. «Забвение».
 
   Нижний слой – необработанное изображение, затем слой 8х8 pix, над ним слой 16х16 pix, ластиком протерто лицо павшего городового и часть панорамы старой Москвы на фоне.
   Если Вы сторонник «непосредственной», «чистой» фотографии, Вы можете использовать сжатие JPEG только для обобщения изображения, не ставя перед собой изобразительных задач. Это возможно, поскольку сжатие JPEG не только очень привычно зрителю, но и соответствует обработке изображения зрительным механизмом человека. В этом случае создавать слоёный пирог из изображений конечно, не потребуется.
   Для меня важно, какой рисунок пикселей получится в результате сжатия и как он будет кореллироваться с основным изображением. Если нужный мне рисунок никак не получается в результате различной степени сжатия по яркости и по цветности, я изменяю размер изображения по одной из сторон на несколько пикселей и ищу нужный мне блочный «узор» снова. Рисунок получается иной, но как он изменится – предугадать трудно, нужно действовать перебором вариантов.




Иллюстрация 4. «Армянский переулок, дом 13».
 
   Здесь находится Заочный Народный Университет Искусств, где я преподавал в 70-е годы 20 века.
   Время застывшее на 40 лет, неизменность внешнего рисунка жизни, заброшенность этого дворика больно задели меня. Я решил использовать эстетику снэпшота в композиции и подчеркнуть ранимость и незащищенность всего живого в нашем мегаполисе. Для этого я выделил ограждение молодого дерева в Фотошопе, окрасив его кисточкой в пурпурный цвет. Я поднял яркость пурпурного в корректирующем слое «Чёрно-белое». Какая разница – осветлять и затемнять части снимка при аналоговой фотопечати или делать то же самое методами Фотошоп? Деревце оказалось как бы в клетке, зажатое стенами старых домов и остовами старых машин. Какая судьба его ждёт?

   Вопрос, не решенный мною до конца – обработка чёрно-белых снимков. Их можно сжимать только по яркости, и инструмент «Черно-белое» к ним не применим. Значит, создать рисунок блоков из пикселей во всей его выразительности, невозможно. Выход один – раскрасить чёрно-белое изображение. Обратите внимание, Ваш раскрашенный снимок – только полуфабрикат. Его цвета должны обеспечить удобную работу инструментом «Чёрно-белое». То есть, при раскраске Вы не должны стремится к «красивым» или «естественным» цветам.  Условные,  насыщенные  цвета  –  лучшая  заготовка  для дальнейшей работы.
   Простейший способ колоризации – раcкрасить снимок автоматически с помощью программы Adobe Photoshop Elements. К сожалению, любой метод раскраски – и ручной, и автоматический – предполагает анализ снимка либо автором, либо программой – и разделение его на зоны для раскраски разными цветами. Такое разделение создаёт грубые границы при дальнейшем сжатии алгоритмом JPEG и применении инструмента «Чёрно-белое» в программе Фотошоп. Границы, если они Вам не нужны, можно немного сгладить на готовом изображении, стирая их ластиком.
   Таким же недостатком страдает раскраска чёрно-белого изображения плагином Topaz ReStylle. Плагин создаёт очень грубые границы участков, окрашенных в разные цвета.
   Самые неразрушающие методы раскраски предлагает нам Фотошоп. Я знаю два метода. Профессиональные колористы и ретушеры наверняка знают ещё несколько таких приемов.
   Во-первых, корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность». Ставим галочку «Тонирование» и выбираем любой сложный, состоящий из всех цветов RGB, оттенок. Без опции «Тонирование» данный инструмент раскрасить чёрно-белое изображение не может. При дальнейшей обработке – сжатие и перевод в чёрно-белое, границы не возникают, но возможности построения блоков из пикселей ограничены.
   Во-вторых, инструмент «Цветовой баланс» позволяет немного разделить по цвету тени, средние тона и света чёрно-белого изображения. Или – сильно разделить цвет светов и теней, при этом цвет средних тонов будет случайным. Возможностей построения блоков из пикселей больше, чем при тонировании, но и границы между участками разного цвета – заметнее.
   В любом случае, раскрасили-ли Вы свой чёрно-белый снимок, или используете цветной файл с фотоаппарата, перед корректирующим слоем «Чёрно-белое», сразу над фоном, я советую создать корректирующий слой «Сочность-Насыщенность» и, двигая его ползунки, уточнять результат воздействия слоя «Чёрно-Белое».
   Посмотрим примеры.




Иллюстрация 5. «Русь».

   Исходник – чёрно-белый негатив 6х9 см. Для того, что бы стало возможно использовать инструмент «Чёрно-белое», я перевёл изображение в режим RGB и применил корректирующий слой «Цветовой баланс». Света и тени я окрасил в дополнительные цвета: света – в пурпурный, а тени – в зелёный цвет. Я применил сложные цвета RGB, что бы было больше возможностей строительства блоков из пикселей при использовании инструмента «Чёрно-белое». Сжатие утилитой cjpeg, блочность 16, качество 91,8.
   Творчество работников ЖКХ очень точно отразило состояние нашей Родины – всю-то её изуродовали и по досточкам растащили.

 

Иллюстрация 6. «Цирк».
 
   Чёрно-белый негатив 6х9 см. Чёрно-белое изображение можно сжимать только по яркости. Инструмент «Чёрно-белое», главный инструмент строительства блоков из пикселей, применить невозможно. Я сжал изображение программой JPEG compressor 2019 по яркости – 98, по цветности – 1. Затем – «Контурная резкость», последовательно дважды: эффект 15, радиус 150, и затем – эффект 200, радиус 1,5. Верхний слой – кривые.
   Блоки из пикселей усилили ощущение грусти и потери, подчеркнули уход старого цирка даже из нашей памяти. Цирк стал призраком.




Иллюстрация 7. «Призраки».

   Во втором часу ночи я увидел девушек с воздушными шарами. Это плыли по Замоскворечью персонажи Борисова-Мусатова. Небо светилось над ними. Вскинул фотоаппарат и нажал на спуск. Сжатие в JPEG Compressor, 96 по яркости, 98 по цветности. Обработка – как описано во второй части моего мастер-класса. Нижний слой – необработанное изображение, некоторые яркие места протерты ластиком.




Иллюстрация 8. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 год.
  
 .
 Иллюстрация 9. «Отчий дом».

   Эта работа подвела черту под моей серией «Я шагаю по Москве», и она же завершит наш обширный мастер-класс.
   Зацепский Вал, дом 14. В этом доме я родился, отсюда поступил во ВГИК. Мир в те годы казался сладок и прекрасен. Но, уже учась во ВГИКе, я не сфотографировал свой дом, нашу комнату в коммуналке – 18 метров на 4 человека, наш двор… Казалось, что есть дела поважнее. Когда я наконец-то пришёл снимать свой дом, то войти в него не смог. Дом выселили, двор наглухо закрыли. Не стало и целого района в окрестностях дома, напротив Павелецкого вокзала. Взамен – огромная брошенная стройплощадка.
   Я много раз возвращался к своему дому. Я сделал много фотографий, но все они вызывали у меня чувство разочарования. И вот, после последних реноваций, когда асфальт, в который проваливались каблучки моей мамы, заменили на плитку, я пришёл к своему дому ещё раз. Была поздняя осень, налетел снежный заряд, я спрятался под новый навес остановки троллейбуса. Посмотрел на свой дом через стекло – и понял, что мне никогда не вернуть его таким, каким он мне запомнился. Между нами была преграда лет. Я почувствовал, что стекло новой остановки и летящий снег могут чувственно передать эту преграду. Я сделал массу дублей. За эту возможность я люблю цифровую фотографию. Но полученный результат не удовлетворил меня. Он только наметил путь дальнейшей работы, как эскиз будущей картины. Снег получился жидковатым, витрины новых магазинов – слишком яркими. Холодный светодиодный цвет остановки получился недостаточно голубым. На тех дублях, где группы людей находились в нужных местах кадра, светилось большое панно справа, а где оно было закрыто, не были перекрыты яркие витрины…
   Что сказал бы мне мой мастер Александр Владимирович Гальперин, который принял меня в свою мастерскую во ВГИК? «Поставь на крышу дома две снежные пушки, затемни НД фильтрами витрины и панно, пригласи артистов массовки и мастера по сценическому движению, пусть расставит статистов в нужных местах кадра. Заклей голубыми фильтрами фонари остановки и подсвети её голубым светом. Найми милицию, пусть перекроет проход по Зацепскому Валу, заплати Мосэнерго, что бы пораньше зажгли уличное освещение, и сними свой сюжет в режимное время».
   Есть фотографы, которые  так  и  снимают.  Например, известный  американский  фотограф Грегори Крюдсон. Познакомьтесь с ним поближе в Инстаграм: https://www.instagram.com/crewdsonstudio/.
   У меня не было бюджета, который позволил бы провести такую работу. На помощь пришёл Фотошоп. Я добавил снега между мною и домом, окрасил остановку в голубой цвет, заслонил яркое панно справа фигурой из другого кадра... Снимок вроде готов. Он был показан в 2019 году на выставке «Объективно о Москве», отпечатан организаторами, и понравился зрителям. Размер снимка – 80 см по длинной стороне.
   Увы, выставочный отпечаток не понравился мне. Я вновь испытал разочарование.
   Самое главное, несмотря на экспрессивную композицию, кадр казался слишком описательным, сиюминутным. Кадру не хватало временной протяжённости. И я вновь прибегнул к обобщению алгоритмом JPEG.
   Вначале я основательно удалил шум плагином TOPAZ DeNoize. Затем сжал файл утилитой cjepeg, block 4, качество 10,15. Блочность 4 на 4 pix – для того, что бы пиксельный узор лишь угадывался, не выходя на первый план снимка. С другой стороны, сжатие JPEG заменяет оригинальные переходы яркости на рисунок частотных рядов Фурье – смотрите первую часть моего мастер-класса. Рисунок Фурье позволяет легко увеличивать изображение без потери резкости методом «По соседним пикселям». Я поработал с цветом, добавил экспрессии. Мой дом поседел, так же, как и я. Дом стал призрачным воспоминанием моей юности.
   Снимок удалось напечатать размером 180 см по длинной стороне при хорошем качестве изображения.




Иллюстрация 10. «Отчий дом».
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
   Стало общим местом говорить о том, что фотография плодит призраков. Это в полной мере относится к моей серии «Я шагаю по Москве». Сфотографированной мною Москвы сейчас уже нет. Ее смыли реновации последнего времени. Пикселизация снимков заставляет мою Москву вновь возникать из небытия, складывая пазлы улиц и домов прямо в сознании зрителя. Эффект мрачноватый. Ушедшая Москва, подобно Носферату, оживает, теряя куски отжившей плоти. Призрачность – родовое свойство фотографии, о которой выдающийся критик Сюзен Сонтаг писала: «Фотография – это всегда «Memento mori».
   Одна из первых фотографий, представленная широкой публике, «Бульвар дю Тампль в Париже» Луи́ Жака Манде́ Даге́ра, внутренне противоречива.




Иллюстрация 11. Луи Дагер. «Бульвар дю Тампль в Париже».

   Несколько минут экспозиции Дагера – мгновение в потоке истории, а фотография этого мгновения живёт вечно. Фотография является памятником человеческой жизни так же, как любой кладбищенский обелиск. Дагеротипные портреты более всего похожи на фаюмский погребальный портрет.




Иллюстрация 12. Фаюмский погребальный и даггеротипный портрет.

   Фотография перестанет быть памятником и станет живым свидетельством времени, если её существование станет конечным, как у любого живого существа.
   Нужно, что бы фотография изменялась на глазах у зрителя. В эру цифровой фотографии изображение должно складываться из его первоэлементов – пикселей – и распадаться вновь.
   Каждый современный зритель имеет опыт такого переживания. Это возникновение и распад изображения при медленном интернете. Такой опыт нашёл отражение в творчестве многих современных художников, например, в картине Павла Отдельного «ТЦ №5» – смотрите первую часть моего мастер-класса.
   Я разложил мои фотографии на блоки из пикселей, что бы они складывали, как пазлы, и тотчас распадались вновь. Вновь складывались, и вновь распадались.
   Сюжетом моих фотографий стал город. И люди на моих снимках часто смазаны, как на фотографии Луи Дагера.
   Вальтер Беньямин писал, что действительность как бы искрами прожигает фотографию. Принято считать, что эти искры и есть те «Пунктумы», о которых говорил автор «Камеры Люциды» Ролан Барт. За счёт чего возникают «Пунктумы» на фотографии? За счёт гладкости фотографий? За счёт деталей, видимых только в лупу?
   Все мои фотографии – цифровые. В лупу детали видны только на аналоговых, «серебрянных» снимках. Мне кажется честным обнажить природу носителя и не обманывать зрителя.
   Я умышленно разрушил гладкость и детализацию своих снимков. Если в лупу посмотреть на мои фотографии, то будут видны только новые узоры из пикселей и их блоков.
   Блоки пикселей, из которых строятся мои фотографии, воспроизводят островки человеческой памяти, через которые проступает опыт нашей человеческой жизни. Он размыт временем, но ярок и верен. Я вступаю в полемику с Томасом Руффом, с его серией «Джайпег», показанной на Венецианской биенале современного искусства. Руфф считает, что обмен изображениями разрушает их первоначальный смысл и заключенную в них информацию. Смотрите первую часть моего мастер – класса.
   Мои пиксели и их блоки восстанавливают мою личную и коллективную память, как пазлы складываются в целостную картину. Это происходит прямо на глазах у зрителя, вовлекая его в процесс узнавания и сопереживания.
   Мне хочется, чтобы в результате заинтересованного разглядывания больших серий моих снимков о Москве, возникал арт-терапевтический эффект, сходный с катарсисом Аристотеля. Катарсис, просветление души человека, – наивысшая цель искусства.
 
   Я начал работу над своей серией о Москве с поисков собственной идентичности, а пришел к новому способу обобщения фотоснимков методом сжатия JPEG. Это совершенно нормально. Кто-то очень знаменитый искал новых путей в Вест-Индию, а открыл Америку. Наша жизнь – Карта Птоломея, дорогие читатели!
подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола