Московская школа современной фотографии СТУДИА

Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи: JPEG как метод обобщения. Часть третья.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - JPEG как метод обобщения. Часть третья.
11.02.2021
JPEG как метод обобщения. Часть третья.


Опубликовано в журнале "Мир техники кино" № 3(14) - 2020   

 

http://nikfi.ru/activities/mtk

 
 
 
JPEG КАК МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
 
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков  г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
 
Третья часть мастер - класса на примере фотографий Е. Артемова, вошедших во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства. Фотографии Евгения Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, Голландии, США, России, во Всероссийском фонде произведений изобразительного искусства.
 
   А как же с цветом? Ведь чувство цвета является наиболее популярной формой эстетического чувства вообще — учил Карл Маркс, бесконечно популярный в Европе наших дней.
   Этот вопрос мало интересовал меня, когда я работал над своей выставкой. В конце 60-х годов я впервые прочитал «В дороге» Джека Керуака, и по сию пору идеи и субкультура битников близки мне. А битники любили черно-белые цвета. Да и фотография моей юности, пути в которую я искал, были для меня только черно-белыми.
   После завершения работы над своей последней серией фотографий «Я шагаю по Москве», ставшей фотовыставкой, я почувствовал, что черно-белая тематика отпустила меня, и цвет стал мне интересен. Конечно, я постарался обобщить не только яркости, но и цвета фотоснимка при помощи моей методики сжатия JPEG.
   Для начала я взял мой силуэт на занавесе, тот снимок, который я использовал для афиши выставки. Сжатие 100 по яркости, 1 по цветности.
   Инструмент «Черно-белое» Фотошоп, главный инструмент строительства блоков из пикселей, не применим для цвета. Мне потребовалось усилить видность блоков пикселей, и я применил инструмент  «Контурная резкость» эффект 70 радиус 50. Выберите сами тот эффект и тот радиус при работе с этим инструментом, которые будут наиболее гармоничны для Вашего снимка.
   Блоки стали видны лучше, но цвета снимки показались мне очень обыденными, бытовыми. Они вошли в противоречие с условной, обобщенной стилистикой фотографии. Вы можете увидеть эти цвета во второй части моего мастер-класса.
   Я использовал корректирующий слой «Цветовой тон — насыщенность». Движок «Цветовой тон» установлен в положение +31. Затем создал корректирующий слой «Сочность» и установил сочность + 49, насыщенность + 69. Как говорится, «Соль и перец — по вкусу». Результат — иллюстрация 1.    
 
  
 
Илл. 1 
 
   Получившиеся условные цвета понравились мне. В наши дни очень популярна работа с архивами фотоизображений, в том числе — анонимных авторов. Я применил описанную методику к архиву автохромов, собранных из интернета.
   Автохро́м, Автохро́мный фотопроце́сс (фр. Autochrome Lumière) — первая в мире технология цветной фотографии, пригодная для массового применения. Оставалась безусловным лидером рынка с 1907 до 1935 года, когда появились первые многослойные фотоматериалы. Запатентована братьями Люмьер, изобретателями кинематографа, в 1903 году. Подробности — https://en.wikipedia.org/wiki/Autochrome_Lumière .
 

   Я скачал автохром Антона Персонна с сайта выставки «1/1. Дагерротип, автохром, поляроид» ГМИИ им Пушкина. Размер файла 1200 на 836 pix. Формат — JPEG. Размер на диске — 880 Кб, в распакованном виде Фотошоп показывает 2,96 Мб. Привожу эти подробности, что бы Вы учитывали их возможное влияние на конечный результат.
   Посмотрите на исходный снимок — иллюстрация 2.
 
 
 
 
Илл. 2
 
   Он привлек меня, во-первых, легкой грусть, во-вторых тем, что данный автохром - «не цветной, а цветовой», говоря словами С. М. Эйзенштейна. Автохром Персонна монохромный, на нем только снег, серая вода и силуэты деревьев. Большинство авторов, получив в свои руки цвет, делали «цветные» снимки, старались включить в кадр побольше насыщенных цветов. И еще, если вглядеться в автохром, видны цветовые неоднородности, вызванные неравномерным распределением зерен окрашенного крахмала, основы цветоделения в автохромном процессе.
   Я увеличил изображение до размера 3000 пикселей по длинной стороне методом «По соседним» и сжал его известной Вам программой JPEG compressor 2019. Сжатие по яркости 97 единиц, сжатие по цветности 96 единиц. Сильное сжатие по яркости, что бы получить выраженный пиксельный узор, сильное сжатие по цветности, что бы часть изображения потеряла цвет и стала черно-белой. Этот прием — обесцветить часть изображения — очень понравился мне при работе над фотографией 1, и я еще не раз покажу его Вам. Затем — инструмент «Контурная резкость», эффект 20, радиус 50, что бы акцентировать пиксельный узор. Сверху расположен корректирующий слой «Цветовой тон — насыщенность», общий цветовой тон +43, насыщенность -63, «Желтые»: цветовой тон -45, насыщенность -40, яркость -7. Выше — корректирующий слой «Сочность», сочность +97, насыщенность 0. Результат — иллюстрация 3. 

 
  
 
Илл. 3
 
   Изображение обобщено, это не фотография, а цветная гравюра, но фотографический медиум все еще угадывается за всеми моими манипуляциями.
   Еще один автохром - «Пилигрим», автор неизвестен. Исходное изображение - иллюстрация 4. 
 
 

 
Илл. 4
 
   Симпатичная женщина в плаще пилигрима пробирается сквозь цветной туман своих надежд и иллюзий. Увеличиваем до 3000 pix по длинной стороне, сжимаем программой JPEG compressor 2019, сжатие по яркости 97, сжатие по цветности 98. «Контурная резкость» эффект 70, радиус 50. Я решил немного сместить акценты этой фотографии. Мне захотелось акцентировать тему пилигрима, паломника, ищущего мира небесного среди нашего земного мира. Тему небесного царствия логично решить через золотое свечение рая, которое мы хорошо знаем по фону русских икон и которое использовал в картине «Адам и Ева» Рафаэль Санти - смотрите первую часть моего мастер — класса.
   Я решил расположить золотое свечение перед пилигримом, как цель, к которой он идет. Сзади я  оставил краски нашего мира, из них главные — синяя и голубая, ведь Земля — голубая планета. Создал корректирующий слой «Цветовой тон» и поработал с изображением. Итоговые настройки такие: «Все цвета» - Цветовой тон +167, Насыщенность 0. «Синие» - Цветовой тон 0, Насыщенность +67. «Желтые» - Цветовой тон -10, Насыщенность -10.
   Обратите внимание! Настройка «Цветовой тон» +167 почти полностью инвертирует цвета фотографии, поэтому настройки «Синего» относятся к желтым участкам изображения, а настройки «Желтого» — наоборот, к его синим участкам. Применить команду Инверсия к данному изображению нельзя: небо становится черным, земля — белой, фигура симпатичной женщины — прозрачным бесплотным призраком.
   Сверху лежит корректирующий слой «Сочность», Сочность +100, Насыщенность +5. Еще выше — кривые, они использованы для повышения контрастности. Результат — иллюстрация 5.
 
 
 


Илл. 5
 
   Вы видите, что цвета на всех показанных примерах стали условными. Это следствие обобщения цветов. Цвета теряют свои вторичные признаки — оттенок, насыщенность, светлоту - и приближаются к цветам спектра, сохраняя только основное качество цвета — спектральный тон. Использовать такой прием в сюжетной, не абстрактной, фотографии можно только опираясь на черно-белый «подмалевок», раскрашивая его пятнами, «Заячьей лапкой», как в традиционном русском лубке. Поэтому во всех трех примерах я обесцветил при сжатии по цветности большие части изображения, создав основу для наложения обобщенных цветов. Иллюстрация 6 - «Люди дивные», русский лубок начала 19 века. 
 
 
 
Илл. 6
 
   Присмотритесь к несовпадению контуров отпечатка гравюры и пятен раскраски, обратите внимание на большие площади монохромного изображения.
   Проще всего обобщение с помощью алгоритма JPEG получается на основе аналоговых изображений. Я думаю, это связано с тем, что они имеют структуру — зерно, как в моем снимке «Московский дворик», смотрите первую часть мастер-класса, или неравномерности окрашенных зерен крахмала, как в автохромах. Первая мысль, которая приходит в голову — наложить структуру зерна на цифровой снимок. Но мои пробы в этом направлении успехом не увенчались. В аналоговом изображении зерно интегрировано в структуру снимка, в цифровом, даже после выполнения сведения, наложенная структура ведет себя при сжатии отдельно от основного изображения. Я долго размышлял на эту тему, пробовал разные варианты наложения слоев, но пока не добился успеха. Главная цель моих поисков — создать такое «псевдоцветное» изображение из моих юношеских черно-белых аналоговых фотографий, которое позволит выполнить сжатие JPEG как по яркости, так и по цветности. Сжатие по яркости, которое только и применимо к черно-белому изображению, не позволяет получить все богатство эффектов построения «дома из кирпичей», которое дает инструмент «Черно-белое» Фотошоп при работе с цветными изображениями.
   Но ведь есть еще один аналоговый фотопроцесс — Поляроид.
   Polaroid Corporation (по-русски, «Поляро́ид»)— американская компания, занимающаяся производством фототехники и бытовой электроники. Polaroid оказался настолько тесно связан с понятием моментальной фотографии, что его имя долгое время использовалось для обозначения моментальных снимков, которые называли «поляроидными». Источник — https://en.wikipedia.org/wiki/Polaroid_Corporation .
   Конечно, мне захотелось обработать своим алгоритмом поляроидные снимки. Посмотрите, для примера, снимок американца Вима Виндорса.
   Он сжат в программе JPEG compressor 2019 со значениями 97 для яркости и 98 для цветности. Затем полученный джейпег вновь сжат в той же программе с теми же параметрами. «Контурная резкость» эффект 70 радиус 50, корректирующий слой «Цветовой тон», Цветовой тон +7, сверху лежат кривые — повышена контрастность. Результат — илл. 7.
 
 
 
Илл. 7
 
   Как видите, полученный эффект мало отличим от современных цифровых имиджей, обработанных тем же способом. Думаю, это связано с полным отсутствием структуры в поляроидных снимках. Структуру зерна в поляроидах рассмотреть нельзя. В них отсутствуют неоднородности цветоделения, свойственные автохромам.
   Но какой выразительный, чисто американский, поляроид Вима Виндорса! И мой вариант -  интереснее оригинала, потерявшего цвет за долгие годы хранения и не очень резкого, как большинство поляроидов небольшого размера. И, еще, обобщение алгоритмом JPEG разрушило дистанцию между нами и временем создания снимка. Это лучше, чем реставрация поляроида, которая, скорее всего, создала бы кадр из исторического фильма, разрушив документальную природу данной фотографии.
   Давайте поработаем с цифровыми изображениями.
   Илл. 8. «Под Российским флагом». 
 
 
 
Илл. 8
 
   Снимок сделан в 2014 году, во времена майдана. Тогда весь украинский бизнес присягал на верность Российскому штандарту. Сжатие по яркости 91 единица, по цветности 98 единиц. Контурная резкость эффект 50 радиус 50. Корректирующий слой «Цветовой тон», «Желтые»: цветовой тон -11, насыщенность -56, яркость -8. Сверху — кривые.
  
Илл. 9. «Осень - навсегда»
.
 
 
 
Илл. 9
 
   Снимок сжат утилитой cjpeg, о которой я подробно расскажу в следующей части мастер-класса. Выборка - 1х1 pix. Поэтому блоков пикселей практически нет, структура скорее похожа на необычную зернистость. «Качество» - 6 по яркости и 4 по цветности. В утилите это обратное число от параметра «Сжатие» в JPEG compressor 2019. Что бы получить на снимке большие монохромные участки количество цветов дополнительно уменьшено при сохранении в GIF. Выбраны индексированные цвета и уменьшено их число. Файл пересохранен в цветовом пространстве RGB формат TIF. Дальше - усиление резкости, насыщенности и, наконец, кривые.
   Шарики вырвались на свободу, но недолог оказался их полёт. Скоро они потемнеют и опадут, как листья на деревьях. Осень – навсегда.
   Илл. 10. «Вид на опустевший пляж». 
 
 
 
Илл. 10
 
   Этот снимок посвящен памяти Александра Слюсарева. Я дружил с ним с 1986 года, и, когда в 2010 году, в 65 лет, Александр умер, я остро ощутил утрату. Мой любимый снимок Слюсарева — волейбольная сетка на пустынном морском берегу. После смерти Александра я несколько раз повторял этот сюжет. Один из вариантов, черно-белый, опубликован в 2014 году журналом «Фото и Техника», в моем мастер — классе «Черно-белый снимок из цифрового файла». Сейчас я покажу мой любимый вариант, цветной, без сетки, со стекающим в море пляжем. В этом снимке мне удалось решить ту сверхзадачу, которую я подсознательно ставил перед собой при работе со сжатием JPEG. Мне хотелось, что бы снимок, подобно живому существу, возникал и распадался.
   Ушел автор — Александр Слюсарев — и его снимок стекает в Лету на глазах у зрителя. Один столб для сетки, цветной, еще на берегу, на закатном красном песке, а второй, уже бесцветный, пересек неопределенную границу воды и погружается в вечность.
   В этом снимке применено только сильное сжатие по яркости — 98 единиц программы JPEG compressor. Сжатие по цветности 51 единица, по умолчанию установлено в программе при ее запуске. Это сжатие по цветности незаметно для глаза при таком сильном сжатии по яркости. «Контурная резкость» эффект 20, радиус 20. Корректирующий слой «Цветовой тон»: «Красные»: цветовой тон +4, «Синие»: цветовой тон -31. Мне нужен именно этот, условный, фиолетовый тон неба, что бы подчеркнуть условность моей работы.
   Вот пока и все про обобщение цветных фотоснимков алгоритмом JPEG.
   Мои предпочтения при работе с цветом — сильное сжатие и условные цвета. Но, конечно, этим не ограничиваются возможности обобщения цветного изображения алгоритмом JPEG. И, конечно, при работе с цветом, нам доступен весь богатейший арсенал программы Фотошоп и сотен плагинов, которые для него существуют.
   Продолжение следует. 

подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола