Московская школа современной фотографии СТУДИА

Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи: JPEG как метод обобщения. Часть вторая.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - JPEG как метод обобщения. Часть вторая.
29.04.2020
JPEG как метод обобщения. Часть вторая.
 
Опубликовано в журнале "Мир техники кино" № 2(14) - 2020   
 
 
 
 
 
JPEG КАК МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
 
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
 
Вторая часть мастер - класса на примере фотографий Е. Артемова, вошедших во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства. Фотографии Евгения Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, Голландии, США, России, во Всероссийском фонде произведений изобразительного искусства.
 
   Двигаясь от общего к частному, я хочу научить заинтересованного читателя методике сжатия фотографического изображения алгоритмом JPEG для достижения изобразительного результата, показанного в первой части статьи на примере «пленочного» снимка Е. Артемова «Московский дворик». В наше время не у всех есть пленочный фотоаппарат, еще реже - сканер. А цифровая камера лежит в каждой дамской сумочке.
   Обработка цифровых фотографий с целью обобщения изображения алгоритмом JPEG состоит из нескольких этапов. Вначале - отбор сюжетов, затем - подготовка отобранных изображений для процесса сжатия, затем - само сжатие изображения алгоритмом JPEG, и в конце - окончательная обработка сжатых файлов.
   Городские мотивы идеально подходят для обобщения с помощью алгоритма JPEG. Москва вся состоит из квадратиков и их блоков — кирпичная кладка домов, переплеты окон, прямоугольники зданий и кварталов, Собянинская плитка, наконец.
   Я думаю, что в большинстве случаев, такая обработка для портретов будет неуместна.
   Я выбрал снимок - моя тень на фоне строительного занавеса с напечатанной панорамой Москвы - для плаката моей фотовыставки «Я шагаю по Москве». По моей тени невозможно определить - снимаю я в 20 или в 60 лет.
   В первую очередь, я скадрировал снимок и сохранил его с размером 3000 пикселей по длинной стороне. Я пришел к этому размеру опытным путем. По моему мнению, такой размер обеспечивает оптимальное соотнесения размера изображения с размером блоков из пикселей. Вы, конечно, сами найдете наилучшее соотношение размера блоков из пикселей и сюжета Вашей фотографии.
   Второй шаг - максимальное подавление цифрового шума средствами Фотошоп. Сжатие JPEG подчеркивает шум, если шум не удалить, результат получается неприятный.
   Третий шаг - увеличение сочности и насыщенности фотографии средствами Фотошоп. При сжатии насыщенность цветов сильно уменьшиться, а нам нужна хорошая насыщенность цвета в сжатом изображении для окончательной обработки.
   Четвертый шаг - усиление резкости деталей, которые должны быть четкими в готовом снимке. Я использую кисточку Резкость в Фотошоп. Режим - Замена светлым или Затемнение выбирается в соответствии с тем, нужно ли высветлить, или, наоборот, притемнить элемент изображения, резкость которого мы усиливаем.
   Пятый шаг - уменьшение контрастности фотографии. Блоки из пикселей не видны в темных и самых светлых участках изображения. Кроме того, в окончательной обработке нам предстоит усиливать резкость полученного изображения, а эта процедура, выполненная средствами Фотошоп, увеличивает контрастность.
   Сохраняю многослойный tif, выполняю сведение и сохраняю файл с новым именем. Однослойный tif мы будем сжимать алгоритмом JPEG.
   На начальном этапе мы будем сжимать наши фотографии с помощью программы JPEG compressor 2019. Скачайте бесплатную версию с сайта разработчика
   Программа JPEG compressor позволяет сжимать изображение с различной степенью сжатия по яркости и по цветности. Блочность - только 8х8 пикселей. Это - существенное ограничение, но данная программа имеет графический интерфейс, и все наши преобразования сразу видны!
   В настройках программы выберите опции Mode - Image Compression, затем Options -в ней активизируйте три значка: Plain, Optimized, True Color (24 bit). Установите «Показывать только результат» (сжатое изображение) - (View- Result only) и установите размер изображения по размеру окна программы (File - Open, щелчок правой кнопкой мыши по картинке, выбираем Zoom to Fit). Щелкните по пиктограмме яркости и цветности слева от Compression Levels. Значки должны быть разведены. Теперь можно сжимать изображение по яркости и по цветности с различным коэффициентом сжатия.
   Единственная «сложная» настройка программы - Options - Precision. Она выводит на вкладку качества сжатого изображения.Но наш выбор тут очевиден: Low (1 Luma : 2 Chroma) - не подходит нам из-за сильной потери резкости мелких деталей, различимость которых и так падает при сжатии. Режим Normal (2 Luma : 1 Chroma) уменьшает насыщенность цветов в сжатом файле, а нам нужны насыщенные цвета для пост обработки. Выбирайте High (2 Luma : 2 Chroma). При такой настройке изображение меньше всего теряет в резкости и насыщенности при сжатии.
   Все. Можно начинать работать. Программа JPEG compressor имеет множество дополнительных возможностей. Прочитать о них - Help - Contens.
 
Илл. 1 - исходный снимок, подготовленный для сжатия.



Илл. 2 - сжатый снимок, сжатие по яркости максимальное, 100 единиц, сжатие по цветности минимальное, 1 единица.



Илл. 3 - сжатие по яркости 1 единица, по цветности - 96 единиц. Видно что все полутона яркости сохранены. Если сжимать по цветности еще сильнее, красок в фотографии будет становиться все меньше. При сжатии по цветности 100 единиц изображение станет черно-белым.



Илл. 4 - сжатие по яркости 1 единица, по цветности - 80 единиц.
 
 
 
Илл. 5 - сжатие по яркости 1 единица, по цветности - 90 единиц.



Илл. 6 - сжатие по яркости 1 единица, по цветности - 98 единиц.



Илл. 7 - сжатие по яркости 97 единиц, по цветности - 1 единица.



   Вы видите, что степень сжатия снимка по яркости определяет восприятие изображения как фотографии - или как графического листа, - рисунка или гравюры. Киноператор Валентин Железняков в книге «Цвет и контраст», изданной во ВГИКе, пишет, что интервал яркостей 1 к 40 и непрерывная шкала тонов — 256 градаций, говоря языком Фотошоп, минимально необходимые условия, что бы изображение было осознано зрителем как фотография. При сильном сжатии по яркости мой снимок постепенно теряет объем и начинает восприниматься как графика, с сильным обобщением изображения. Примеры - илл. 3 и 7. При слабом сжатии по яркости, но сильном - по цветности, изображение ощущается фотографией, странной, но фотографией. Примеры - илл. 3 и 6.
    Обратите внимание, что при каждом коэффициенте сжатия получается свой рисунок блоков пикселей. Вам нужно подобрать тот, который наиболее соответствует Вашему замыслу.
    Используя программу JPEG compressor для получения блочной структуры в фотографии, нужно использовать сильное сжатие исходного изображения - более 75 единиц по яркости и по цветности. Сколько единиц конкретно - зависит от Вашей фотографии, ее сюжета, интервала яркостей, соотношения в ней площади светлых и темных тонов. К сожалению, увидеть это прямо в окне программы можно только для цветного изображения. Я использовал черно - белое изображение, так как мои фотографии отсылают зрителя ко временам моей юности, когда почти все фотографии были черно-белыми. Для получения черно-белого изображения нужна окончательная обработка сжатого изображения.
    Окончательная обработка сжатого изображения включает следующие шаги.
    Шаг 1 - усиление резкости изображения средствами Фотошоп, что бы полученные при сжатии блоки пикселей были хорошо видны. Я использую инструмент Контурная резкость, настройки - Эффект приблизительно 100, радиус приблизительно 1,5 пикселя.
    Шаг 2 - создаю корректирующий слой Черно-белое и начинаю двигать ползунки яркости цветов. Это - ключевой момент соединения блоков пикселей 8х8 в большие блоки. Происходит как бы строительство дома из кирпичей. Двигая ползунки яркости цветов, можно в широких пределах менять картину блоков в изображении и добиться нужного Вам результата. Я прилагаю к своим примерам скриншоты настроек слоя Черно-белое в программе Фотошоп. По моим примерам хорошо видно, какие результаты получаются при разных настройках, но Вы должны сами поработать с настройками слоя Черно-белое, что бы получить свой собственный бесценный опыт.
    Шаг 3 - я создаю слой Кривые и добиваюсь необходимого мне тонального решения моей фотографии. Сохраняю многослойный tif, выполняю сведение, сохраняю файл с новым именем.
    Шаг 4 - я повышаю резкость итогового изображения в два этапа. Первый этап - инструментом Контурная резкость, прием «Малый эффект - большой радиус», например, эффект - 9, радиус - 90, или, для менее контрастных файлов, эффект 15 радиус 150. Возрастает резкость, контрастность, и, самое главное, ощущение объемности снимка. Мне важен объем, так как я хочу сохранить ощущение фотографии от своих работ. Затем - создаю дубликат слоя и усиливаю резкость второй раз инструментом Умная резкость, эффект 150, радиус 2 пикселя. Изменяя прозрачность верхнего слоя, я добиваюсь нужного мне характера изображения. Опять сохраняю многослойный tif для дальнейшей работы, выполняю сведению, сохраняю файл с новым именем.
    Шаг 5 - увеличение размера изображения. До сих пор мы работали с файлом 3000 пикселей по длинной стороне. При струйной печати с разрешением 240 Dpi максимальный размер отпечатка составит 32 см по длинной стороне. Мои фотографии, вошедшие во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства, имеют размер 67 см по длинной стороне. Я увеличил размер средствами Фотошоп, в один шаг, метод - «По соседним пикселям». Мне было нужно максимально сохранить резкость блоков из пикселей. Кроме того, метод «По соседним» создает минимальное количество новых элементов - артефактов при сохранении высокой резкости линий, которые после сжатия для меня важнее, чем полутона.
    Шаг 6 - финальное увеличение резкости, только методом «Малый эффект - большой радиус».
    Шаг 7 - окончательная подготовка изображения для печати с помощью корректирующего слоя Кривые.
    Давайте посмотрим примеры обработанных изображений.

Илл. 8 - файл сжат 100 единиц по яркости, 1 единица по цветности. При таком сильном сжатии по яркости фон стал плоским, объем совершенно утерян. Тональные переходы фона приобрели характер самостоятельных объектов. Фактуры утеряны, снимок предельно обощен. Ощущение фотографии утеряно. Обратите внимание на структуру блоков пикселей - блоки мелкие, полностью повторяют градации яркости объектов.



Илл. 9 - Сжатие 1 единица по яркости, 98 единиц по цветности. Все градации яркости сохранены, фотография воспринимается как фотография. Все мелкие детали сохранены, резкость не утеряна. Блоки пикселей созданы только сжатием по цветности. Блоки - крупные, грубоватые.



Илл. 10 - скриншот слоев и настроек слоя Черно-белое для илл. 9.
Илл. 11 - скриншот слоев и настроек слоя Черно-белое для илл. 10.

 
 
Илл. 10
Илл. 11

Соединяя сжатие по яркости и по цветности в нужной нам степени, мы получим то обобщение изображения, которое необходимо для данной фотографии и ее применения.
 
Илл. 12 - Сжатие 1 единица по яркости, 90 единиц по цветности. Ощущение фотографии сохранено. Изображение начинает дробиться на блоки пикселей как при медленном интернете. Есть ощущение, что оно вот - вот рассыпется совсем и пропадет. Интересный вариант для моих целей.
 
 
 
Илл. 13 - Сжатие 1 единица по яркости, 80 единиц по цветности. Изображение более плотное, материальное. Обобщение тонов, мелких деталей, контуров - уменьшается относительно более высоких степеней сжатия.
 
 
 
Илл. 14 - скриншот слоев и настроек слоя Черно-белое для илл. 13.
Илл. 15 - скриншот слоев и настроек слоя Черно-белое для илл. 14.
 
 
 
Илл. 14
Илл. 15
 
   Для афиши выставки я выбрал вариант сжатие 100 единиц по яркости, 1 единица по цветности - илл. 8. Меня привлек броский, лапидарный характер изображения и лучи темного света, идущего с неба. Но в экспозиции выставки я использовал вариант сжатия 1 единица по яркости, 80 единиц по цветности, так как мне хотелось сохранить фотографический характер изображения при его обобщении - илл. 13.
    Вот так на практике реализуется обобщение фотоизображения с помощью алгоритма JPEG. При такой обработке большое значение имеет размер блоков из пикселей, и размер самого изображения. Правильное впечатление зритель получит только при рассматривании отпечатков в выставочном размере - 67 на 42 сантиметра и в соответствующем оформлении - серое паспарту с черным срезом в простой черной раме.
    Продвинутый уровень работы с данным алгоритмом - в следующей, третьей части мастер-класса.
    Продолжение следует.
 
Начало - первая часть статьи. 
 
подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола