Московская школа современной фотографии СТУДИА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | КАРТА САЙТА

+7 (926) 116 28 28
+7 (916) 025 19 25
Елена Езопова

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ ОДАРЁННЫХ ФОТОГРАФОВ

Для молодых одарённых фотографов от 20 до 27 лет - ОДНО БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО В МЕСЯЦ.

#

Московская школа современной фотографии СТУДИА
Виктор Коваленко Дыко Лидия Павловна
Статьи: JPEG как метод обобщения в искусстве.
 
ГЛАВНАЯ - СТАТЬИ Е. АРТЕМОВА - JPEG как метод обобщения в искусстве.
01.03.2020
JPEG как метод обобщения в искусстве.

 
Опубликовано в журнале "Мир кинотехники" № 1 - 2020    http://www.mtk-magazine.ru/

 
 
 
 
JPEG КАК МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
 
(Нажмите на иллюстрацию для просмотра в большом размере.)
 
Е. А. Артемов, преподаватель фотокомпозиции, член Объединённого комитета художников-графиков  г. Москвы, info-poli@yandex.ru, РФ.
 
Мастер - класс на примере фотографий Е. Артемова, вошедших во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства. Фотографии Евгения Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, Голландии, США, России, во Всероссийском фонде произведений изобразительного искусства.

   Я хочу поделится найденным мною способом обобщения фотографического изображения и его возможными применениями. Мой способ совершенно уникальный, он не повторяет никакой существующий. Способ - мое изобретение. Он - трудоемкий, совершенно не похож на применение фильтров в Фотошоп и к фильтрам отношения не имеет. По трудоемкости продвинутое обобщение изображения сжатием JPEG соизмеримо с ручными техниками рисунка. Именно поэтому мои работы вошли во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства, а не в банки фотоизображений.
   Свой мастер - класс я разделил на четыре части: первая часть - теоретические основы обобщения и работа с цветным негативом, это первая часть моей статьи, вторая часть - основы обработки цифровых файлов алгоритмом JPEG, вторая часть статьи, третья часть - продвинутый уровень обобщения фотографии алгоритмом JPEG, третья часть статьи. Четвертая часть статьи посвящена обобщению методом JPEG цветных изображений.
 
   Цифровое искусство обычно определяют так: Digital Art - это художественная работа или практика, которая использует цифровые технологии как часть творческого или презентационного процесса. С 1970-х годов для описания этого процесса использовались различные названия, в том числе компьютерное искусство и мультимедийное искусство. Одна из разновидностей Digital Art - цифровая фотография. Открывая файл в фотошопе, мы получаем возможность изменять его в соответствии со своим замыслом. Эти изменения многократно превосходят те возможности, которые были доступны во времена аналоговой фотографии.
   «JPEG (произносится «джейпег», англ. Joint Photographic Experts Group, по названию организации-разработчика) — один из популярных растровых графических форматов, применяемый для хранения фотоизображений и подобных им изображений.» - Википедия. Джайпег является архивом, полученным в результате многоуровневого преобразования исходного изображения. Например, файл .jpg, занимающий на диске 200 кб, будет разархивирован просмотрщиком изображения до размера более 2 Мб. Архивирование файлов в формате джейпег приводит к потерям в качестве изображения. Потери тем сильнее, чем выше коэффициент сжатия исходного файла.
   Сжатие изображений в формат JPEG состоит из многих шагов. Заинтересованные читатели могут ознакомиться с алгоритмом JPEG по ссылке http://www.w3.org/Graphics/JPEG/itu-t81.pdf .
 
   Художественное обобщение - способ образного преобразования отражаемой художником действительности. (Рудольф Арнхейм). В основе обобщения изображения лежит аналитико-синтетический подход, который позволяет увидеть в изображаемом предмете его основу – «большую форму». Аналитический разбор формы предмета на простые составляющие позволяет не только понять реальный объект, но и создать в дальнейшем, на стадии синтеза, выразительный образ путем отбора главного и характерного в объекте. Обобщение в искусстве - частное проявление абстрагирования в науке, например, в философии.
   Обычно фотографы прилагают максимум усилий, что бы файлы, сохранённые в формате .jpeg, были мало отличимы от исходного фотографического изображения. Но существуют практики Digital Art, специально использующие особенности, отличающие джейпеги с высоким коэффициентом сжатия. Хрестоматийный пример - серия немецкого фотографа Томаса Руффа (Thomas Ruff) - JPEGS -  «Джейпеги», удостоенная чести быть показанной в центральном павиольне раздела «Опыт искусства» 51-ой Венецианской биеннале современного искусства в 2005 году.
   Вот что рассказывает Томас Руфф о возникновении этой серии.
"Всё началось с 11 сентября, нападения на Всемирный торговый центр. Я был в Нью-Йорке [...]. Сделал много фотографий. Когда я получил негативы из лаборатории в Германии, все они были пустыми. [...] Наконец, загрузил много изображений из интернета. [...] Именно тогда я начал экспериментировать с изображениями "jpeg".
   Маловероятно, что у такого опытного и известного фотографа, как Томас Руфф, могли получиться «пустые негативы». Томас Руфф учился в Дюссельдорфской академии у Бернда Бехера, опытнейшего и известного аналогового фотографа, лаурета Венецианской биеннале. Скорее, упоминание атаки на Всемирный Торговый центр - маркетинговый ход, призванный привлечь внимание публики к новой серии. Тем более, что большинство вошедших в неё работ - не о событиях 11 сентября. Томас Руфф использовал изображения из интернета для того, что бы показать потери достоверной информации при её массовом распространении. Он взял файлы, которые обычно циркулируют в Сети, и увеличил их до размера около трех метров по длинной стороне.
   Увидеть и оценить результат в Москве можно было в 2018 году, в ММАМ, на выставке «Вы смотрите на то, чего никогда не было» - из коллекции Zabludowicz.
   На огромном отпечатке изображён горящий небоскреб. Пикселизация мешает зрителю рассмотреть подробности. Хочется подойти поближе. Но при приближении изображение распадается на блоки из пикселей, и узнать что-то новое не удаётся. Кажется, что если отойти подальше, то станет видно больше подробностей. Зритель отходит - и всё повторяется снова.
   Наш современник, прекрасный фотограф - пикториалист Гергий Колосов, охарактеризовал эту ситуацию так: «Современное искусство, в революционных формах, бесстрашно открывает миру, что дважды два - четыре». Серия «Джейпеги» Томаса Руффа - прекрасная иллюстрация к аксиомам теории информации, гласящим, что информация частично теряется в процессе передачи, а энтропия нарастает. Эта серия достойна призов на профильном конкурсе научной иллюстрации. 

 
Работа Томаса Руффа jpeg ny 02 взята с сайта галереи David Zwirner, https://www.davidzwirner.com/artists/thomas-ruff.
 
 
 
Портрет Томаса Руффа, ввзятый из Сети, претерпел те же преобразования, что и его работа jpeg ny 02.  
 
 
 
Обобщение тонового диапазона фотографии, сильно сжатой алгоритмом JPEG хорошо видно на илл. 4. За счет уменьшения количества полутонов линии и силуэты приобретают в снимке большое значение.
  
    Когда я снимал свою серию «Я шагаю по Москве», впоследствии вошедшую во Всероссийский фонд произведений изобразительного искусства, я совершенно не думал о Томасе Руффе. Я тогда вообще не понимал, что буду использовать для обработки своих снимков сжатие JPEG. В 1990 году на экраны вышел мой продюсерский дебют — документальный фильм «Борис Ельцин. Портрет на фоне борьбы» по сценарию В. Юмашева. 35 мм, цвет, 5 частей — полный метр! Нам так хотелось перемен, что мы сняли этот фильм на свои деньги. И перемены наступили. Борис Николаевич со товарищи закрыл Центральную студию документальных фильмов, а здание отдал РПЦ. Из-за разрушительных перемен 90-х годов весь кинематограф перестроечной эпохи прекратил существование. Я остался без работы и с тех пор не снимал кино. К 2010 году мне стало сниться, что мои ВГИКовские однокурсники - и живые, и уже умершие - идут по коридору ВГИКа и не разговаривают со мной.
   Я вновь, как в студенческие годы, взял в руки фотоаппарат и начал своё возвращение к истокам. Я фотографировал Москву моей юности. Дом, где я родился, район, где я учился, Пионерский скверик, где гуляла со мной моя мама. Само фотографирование было важнейшим заявлением о моей идентичности.
   Постепенно стала проявляться стилистика моей серии. Я поступил во ВГИК в 1970 году, в мастерскую Александра Владимировича Гальперина. Со времен моей юности прошло 40 лет, и Москва коренным образом изменилась. Мне предстояло принять эти перемены. Прямая фотография, с её деталями и полутонами, не устраивала меня. Мне нужно было убедить самого себя и зрителя, что Москва на моих снимках такой была всегда - и в 1970, и в 2010 году, независимо от исторического времени.
   Для достижения этой цели требовалось обобщение изображения.
   Сжатие JPEG идеально подошло для целей обобщения. Образы мира в искусстве не тождественны обыденному материальному миру. Для моих работ важны следующие отличия:
  1. Изменение природных тоновых отношений, в природе все цветное, мои фотографии - черно-белые, какими были почти все фотографии моей юности.
  2. Подчеркнутый силуэт и усиленная выразительность линии в моих работах за счет уменьшения количества полутонов, которое обеспечивает сжатие JPEG.
  3. Намеренная «незаконченность» моих работ - Москва непрерывно меняется, и фотографии так же не должны быть застывшим монументом.
  4. Геометризация и обобщенность форм объектов на моих снимках - опять же благодаря сжатию JPEG.
   Я не могу сказать, что выбрал JPEG по холодному здравому размышлению. С юности мне нравились изображения, состоящие из видимых фрагментов: мозаика на заднем плане картины «Адам и Ева» Рафаэля Санти, картины Ван Гога, где «Упорядоченный мазок так же невозможен, как и фехтование при штурме», кубистские работы Жоржа Брака. 
 
 
 
 
 



 
Эти шедевры, созданные в разные эпохи, используют разложение изображения на отдельные элементы с разными целями. Рафаэль нарисовал(!) мозаику на заднем плане своей фрески, что бы контрастно отделить золотое свечение рая от первого плана, плана греховного действия. Ван Гог - что бы подчеркнуть драматизм создаваемого образа и придать дополнительную экспрессию своей работе, Жорж Брак - что бы посмотреть на изображенные предметы с разных ракурсов и соединить полученные впечатления для создания целостного, мультивременного и мультипространственного образа, Павел Отдельнов - для того, что бы придать своему живописному полотну в стиле фотореализма - холст, масло, 160 х 300 см., аромат сетевой картинки с ее случайностями и дефекными пикселями, характерными для сетевых JPEG.
 
   
   Выразительность JPEG, его способность к обобщению, я оценил на своей работе «Московский дворик». Работа снята на цветной кинонегатив, отсканирована планшетным сканером с невысоким разрешением — примерно 1200 пикселей по длинной стороне скана, и сохранена в формате джейпег програмным обеспечением сканера с невысоким качеством. Я люблю чёрно-белую фотографию. При переводе отсканированного изображения в чёрно-белое с помощью инструмента Фотошоп «Чёрно-белое» я обнаружил, что изменение яркости отдельных цветов в чёрно-белой картинке сильно влияет на общую структуру блоков пикселей. Появилась возможность управлять структурой блоков, привязывая его к основному изображению, или наоборот, накладывая их структурой, отдельной от основы.     
   «В этом что-то есть!»— воскликнул я вслед за сотнями других авторов, впервые нащупавших понравившийся им приём. Московский дворик ставший чёрно-белым, с пиксельной структурой, перестал казаться снятым прямо сейчас. Его сиюминутное существование приобрело бесконечную временную протяжённость.
 
 
 
Цветной негатив 24х36 мм, сканирование сканером Epson 750 PRO, размер файла 1200 пикселей по длинной стороне, сохранение в формат JPEG программным обеспечением сканера, низкое качество JPEG. Цветной файл переведен в черно-белое изображение инструментом «Черно-белое» Фотошоп.


 
На скриншоте экрана программы видна композиция слоев моего файла и настройки инструмента «Черно-белое». Здесь фон - исходный скан с цветного негатива, слой над ним - увеличение резкости инструментом «Контурная резкость», эффект 90, радиус 1,5 пикселя. Настройки слоя Черно-белое видны на скриншоте, выше лежат кривые, их использование — обычное.





 
 
Если увеличить масштаб, хорошо видна волновая структура Фурье на блоках 8х8 пикселей. Эта структура в JPEG заменяет оригинальную структуру яркости в исходном файле. Посмотрев скриншот в натуральную величину, вы увидите фрагмент кирпичной стены слева на снимке «Московский дворик». Интересно, что даже после столь агрессивной цифровой обработки аналоговая природа первоначального изображения узнается опытным зрителем.
 
   Я мог бы обработать таким простым способом и другие сюжеты, но на пленке их у меня не было.
   Мне всегда хочется сделать побольше различных вариантов одного сюжета. Кроме того, проявление и сканирование цветных негативов занимает несколько дней. Я стал терять эмоциональную связь со снятым материалом. Так в руках у меня оказался цифровой фотоаппарат. Он позволил мне прямо в день съёмки разобрать снятый материал и вчерне обработать отобранные снимки. Но как получить в цифровой фотографии тот же эффект слитности основного изображения и пиксельной структуры, как в снимке «Московский дворик»? Сжатие файла в программе Фотошоп не давало такой структуры блоков пикселей. Фотошоп слишком хорошо приспособлен для получения высококачественных изображений. При сохранении файлов в формате jpеg, Фотошоп эффективно подавлял блочность, и получались такие же изображения, которые использовал Томас Руфф - со скучной прямоугольной сеткой блоков.
   Я почти год пробовал различные программы для сжатия файлов jpeg, и, наконец, решился попробовать программу cjpeg, часть библиотеки libjpeg, бесплатно распространяемую Independent JPEG Group как референсное программное обеспечение для всесторонней работы с форматом JPEG.
   Сейчас все программы доступны на сайте https://jpegclub.org/reference/. В настоящее время актуальна 9 версия пакета программ.
   Для моих целей наиболее интересна утилита cjpeg. Она позволяет полностью настраивать все параметры сжатия файлов. Наиболее значима возможность раздельно задавать коэффициент сжатия по цветности и по яркости, а так же размер блока из пикселей, который мы получим на выходе.
   Блок может иметь размер от 1х1 pix до 16x16 pix. Что это означает? Перед применением дискретного косинусного преобразования, сердцевины алгоритма JPEG, пиксели исходного изображения объединяются в блоки. Фотошоп всегда объединяет пиксели в блок 8х8 пикселей. Утилита cjpeg может объединить пиксели в любые блоки — от одиночного пикселя, 1х1, до блока из 256 пикселей — 16х16 пикселей. Мне это очень нужно для того, что бы привести размер блоков в соответствие с размером деталей на моем снимке.        
   Раздельное сжатие по цветности и по яркости очень важно. Сжатие по яркости приводит к появлению узора из блоков, связанных с градиентами яркости — например, небо будет состоять из рядов пикселей в соответствии со своей яркостью, виньетирование объектива вызовет появление узора по углам кадра. Сжимая сильно цветность, и мене сильно яркость, мы уменьшаем эти эффекты. И, наоборот, мы можем подчеркнуть их, если такое подчеркивание нужно для нашего творческого замысла.
   Одна беда — утилита cjpeg – консольная программа. Она управляется из командной строки, и не имеет никакого графиеского интерфейса. То есть, задавая параметры сжатия, или размера блоков, мы не видим изменений в изображении. Мы не видим вообще ничего, кроме командной строки! Что бы увидеть изменения, нужно вначале преобразовать наш файл в формат jpeg с заданными нами настройками, а затем открыть полученный файл просмотрщиком изображений, что бы оценить пригодность результата.
   И здесь — еще одна сложность. Фотошоп открывает файлы jpeg только с блочностью 8х8 пикселей. Файлы с другим размером блоков он открыть не может.
 
Продолжение - во второй части статьи.
 
подготовительные курсы во ВГИК

ПОДГОТОВКА НА КИНООПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИК

Для одаренной молодежи мы предлагаем курсы подготовки к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа.

Наш преподаватель Артемов Евгений Александрович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор – журналист». Е. А. Артемов шесть лет преподавал композицию на кинооператорском факультете ВГИКа. Туинов Евгений Вячеславович закончил ВГИК и защитил диплом «Кинооператор фильма». Он преподавал кинооператорское мастерство в ЛИКИ.

#

Фотошкола